дайте почитать, для общего развития, как индейцев угнетают сейчас. только не тыкайте меня в гугл.
http://www.utro.ru/articles/2012/05/05/1044984.shtml Навскидку
Хозяева монополий утверждают, что индейцы получают справедливую компенсацию за земли, отторгаемые у них корпорациями на индустриальные нужды. Чем оборачивается в действительности «справедливая» компенсация, показывает пример Блэк-Месы, района, расположенного на территории племен навахо и хопи в штате Аризона. Здесь компанией «Пибоди Коул», электроэнергетическими фирмами создан грандиозный комплекс, включающий открытые разработки угля и сеть электростанций для снабжения энергией всего Юго-Запада США. С этой целью у индейцев при помощи нечистоплотных приемов было отторгнуто 65 акров земли (аренда — 30 лет), а сумма ежегодной компенсации установлена во много раз ниже реальной стоимости участка — 1 долл. за акр.
На таком же минимальном уровне определяются и отчисления от эксплуатации минеральных ресурсов. В большинстве соглашений между монополиями и индейцами действует принцип оплаты за единицу продукции (тонну, баррель и т. п.), а не фиксированный процент от суммы продаж. В результате владельцы корпораций кладут себе в карман разницу между арендной платой и рыночной ценой полезных ископаемых, индейцам же достается ничтожная часть от рыночной стоимости их ресурсов—в среднем 8,5% (выплаты за тонну угля, например, колеблются от 15 до 37 центов за 1 т при цене 20 долл.). За аренду нефтяных месторождений, оцениваемых в 85 млн долл., племя апачи получило 685 тыс. долларов, т. е. менее сотой части14.
Прямая ответственность за подобное положение ложится на министерство внутренних дел США, под надзором и руководством которого заключаются несправедливые арендные соглашения.
Попытки индейцев добиться их пересмотра, ввести скользящую шкалу отчислений (многие соглашения были подписаны еще в 50-х годах) заканчиваются в основном безрезультатно. Начиная со второй половины 70-х годов в США все активнее заявляют о себе силы, выступающие за аннулирование всех договоров с индейцами, ограничение их прав на пользование водными ресурсами и земельными наделами вплоть до запрещения индейцам рыбной ловли и охоты на территории и вне резерваций. Особо опасную для коренного населения ситуацию представляет позиция Верховного суда США, высказавшегося за возможность в одностороннем порядке аннулировать права племен па земельные и природные ресурсы без всякой компенсации.
Те немногочисленные юридические акты, которые определяли — хотя и формально — благоприятный для индейцев режим использования ресурсов, находящихся на территории их проживания, ныне стараются предать забвению. Следует подчеркнуть, что появление соответствующих законов и судебных решений не являлось «благотворительным актом» со стороны «белой» Америки. Как свидетельствует вся история взаимоотношений индейцев с федеральными, штатными и местными властями, эти законы принимали обычно тогда, когда тот или иной вид ресурсов резерваций еще не представлял практической ценности для делового мира Соединенных Штатов (к тому же зачастую предоставление индейцам прав на использование ресурсов было призвано компенсировать ущемление интересов коренных жителей в других сферах). Вслед за изменением ситуации, связанным с повышением значения определенного вида полезных ископаемых, принятые ранее постановления отменялись — либо юридически, либо фактически — явочным порядком.
В частности, вопреки решению Верховного суда по делу «Уинтерс против США» (1908 г.), установившему для индейцев преимущества в пользовании водными источниками в резервациях, происходит их интенсивное выкачивание — в буквальном смысле этого слова — нерезервационными пользователями (крупными фермерами, промышленными компаниями). Какими последствиями это оборачивается для индейцев, дают представление следующие примеры. Существенно понизился уровень воды в озере Пирамида (штат Калифорния), принадлея?ащем племени пайютов; 105 м составил уровень падения грунтовых вод в районе Ак-Чин, к югу от г. Феникс (штат Аризона); нанесен невосполнимый экологический урон (эрозия почв и т. п.) землям резервации индейцев папаго15. Законные права индейцев систематически нарушаются при планировании и строительстве ирригационных сооружений: их лишают доступа к воде. И это происходит в условиях, когда треть индейских земель не обрабатывается вследствие недостатка влаги для орошения.
Опыт коренного населения США опровергает и утверждение о создании новых рабочих мест в результате деятельности монополий. Новые рабочие места действительно создаются, но не для индейцев. Их, и то далеко не всегда, используют в качестве неквалифицированной рабочей силы преимущественно па стадии строительства; после ввода предприятия в действие заменяют квалифицированными «пришлыми» рабочими.
Если утверждения о «позитивных» итогах деятельности монополий на территории резерваций безосновательны, то вред, наносимый хищнической и фактически бесконтрольной (юридические возможности индейцев в этом отношении крайне ограничепы) эксплуатацией их природных, в основном невозобновляемых, ресурсов, вполне реален. Оценивая результаты освоения монополиями энергетических ресурсов резервации навахо, американский исследователь Л. Роббинс пришел к выводу о том, что «индейцам достались крохи: местные жители получили лишь несколько новых рабочих мест, однако на них падает вся тяжесть негативных последствий как для психики, так и для окружающей среды» 16. Обозначенные проблемы связаны друг с другом самым тесным образом, так как для индейцев необходимость общения с живой природой — элемент мировоззрения, их этнической психологии, не говоря уже о том, что важным экономическим подспорьем для них по-прежнему остаются традиционные промыслы, которые в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. Поэтому ее загрязнение, приобретающее характер бедствия, внушает коренным жителям США особую тревогу.
Две электростанции, уже действующие в резервации навахо, ежегодно выбрасывают в воздух свыше 40 тыс. т углекислого газа, а весь комплекс Блэк-Месы — больше копоти, чем ее собирается над Нью-Йорком17. Используемый здесь способ получения электроэнергии (открытые разработки угля, его газификация, истощение артезианских источников) нарушает экологический баланс засушливого Юго-Запада США и равносилен «смертному приговору для земли и образа жизни индейцев»18. Комплекс Блэк-Месы — типичный пример выведения «грязных» отраслей промышленности на периферию, за пределы индустриально развитых районов.
Добавлено через 13 минут 55 секунд
В этом же ряду — последствия разработки месторождений урановой руды на территории резервации навахо, осуществлявшейся с 1940 г. по середину 60-х годов фирмами «Кер-Макги», «Клаймекс» (ныне АМАКС) и «Венейдиум корпорейшн оф Америка» (ныне «Фут минерал компани»). После освоения урановых месторождений (только в районе Ред-Вэлли было добыто и переработано 6 млн т руды) в резервации осталось 350 заброшенных и неогражденных шахт, горы радиоактивных отходов: так называемую бедную, но от этого не менее опасную урановую руду сваливали прямо в каньон, где живут индейцы, здесь же накапливались отходы переработки. «Я видел открытые шахты, куда могут забираться дети и животные; я видел бегущие из этих шахт ручьи, откуда берут воду люди»,— свидетельствует Г. Тсо, глава ведомства племени навахо по охране окружающей среды19.
В г. Шипрок, где проживает наибольшее число индейцев навахо, сотни тонн радиоактивных отходов переработки урана лежат в непосредственном соседстве с рыночной площадью, занимая территорию в несколько акров. Отходы сохранили 80% радиоактивности: они испускают радий и не обладающий ни вкусом, ни запахом газ радон, который разносится ветром по всему городу.
Помимо этого, существует опасность заражения семей, которые живут в домах, построенных из отходов с урановых рудников. Уровень радиоактивности в них составляет 500 микрорентген. Темпы замены домов, несмотря на очевидную ее необходимость, крайне низки. Следует подчеркнуть, что федеральные ведомства, в том числе Национальная служба индейского здравоохранения, не только не принимают никаких мер к исправлению сложившегося положения, но и стараются всячески преуменьшить опасность. В частности, в соответствии с законом о контроле над радиоактивными отходами (1978 г.) место их хранения в г. Шипрок было признано одной из восьми «горячих» в радиоактивном отношении точек в США и к 1988 г. министерство энергетики обязалось ликвидировать отходы. Однако в результате десятикратного повышения Агентством по охране окружающей среды допустимых норм высвобождения радиоактивности существование шипрокской свалки и, соответственно, смертоносное загрязнение воздуха были по сути дела узаконены. В результате преступного нарушения норм безопасности со стороны фирм по добыче урана от рака легких погибли десятки горняков-индейцев, под угрозой находятся здоровье и жизнь сотен и тысяч их соплеменников.
Радиационная опасность нависла еще над тремя индейскими резервациями США — племен навахо и ютов (штат Юта), моапа (штат Невада) и якима (Хэнфорд, штат Вашингтон), в которых министерство энергетики планирует разместить хранилища отходов ядерного топлива. Несмотря на заверения федеральных властей о якобы абсолютной безопасности хранилищ для окружающей среды, в 26 из 162 подземных ёмкостей произошла утечка по крайней мере 535 тыс. галлонов радиоактивного вещества, «ненадежными» считаются еще 32 ёмкости. Помимо этого, до начала строительства подземных хранилищ в обычные траншеи было слито 30 млн галлонов высокорадиоактивной жидкости с содержанием 1,3 млн кюри, еще 176 галлонов зараженной жидкости слито в течение последних 40 лет в пруды на территории резервации20.
В результате, по данным Центральной финансово-контрольной службы США, степень заражения 40 акров территории резервации якима так велика, что эта площадь не поддается очистке. Радиоактивные изотопы обнаружены в протекающей по резервации р. Колумбия, где индейцы ловят рыбу, и в тех видах пищи, которую они считают «священной» (рыба, оленина, угорь ж ягоды).
Нельзя обойти молчанием и те последствия, которыми чреваты для коренного населения США непрекращающиеся испытания ядерного оружия на полигонах в штате Невада, расположенных на исконно индейских землях. Выпадающие после каждого ядерного взрыва радиоактивные осадки несут серьезную угрозу нынешним и грядущим поколениям индейцев, которые проживают в непосредственной близости от мест испытаний.
Таким образом, обнаруживается абсолютная несостоятельность обвинений в адрес индейцев, равно как и других аборигенных групп, выдвигаемых официальными властями и выступающим с ними единым фронтом большим бизнесом США. Суть их сводится к тому, что главную опасность для окружающей среды представляют сами индейцы, хозяйственная деятельность которых якобы является причиной нарушения экологического баланса.
Добавлено через 1 минуту 51 секунду
Достаточно широкий резонанс получил конфликт по поводу рыболовства в западных штатах США: индейцев обвинили в истощении рыбных запасов и загрязнении воды местных рек, «сверхобогащении». При попустительстве штатных властей их подвергали аресту, конфисковали лодки и снаряжение. Специалистами, однако, было установлено, что лов рыбы индейцами н& превышал уровня, необходимого для личного потребления. Напротив, вина за оскудение речных ресурсов и загрязнение вод падает на «пришлых» промысловиков.
Намерением улучшить охрану природы оправдывает федеральное правительство и свои попытки отобрать у индейцев в судебном порядке пос. Йеллоусандер и примыкающую к нему территорию в районе так называемых Черных гор (штат Южная Дакота) — то немногое, что осталось ценного у племени сиу. В стремлении поставить под свой контроль перспективные месторождения полезных ископаемых власти и их монополистические компаньоны рассматривают как ничтожный тот факт, что для индейцев сиу Черные горы являются «святилищем».
Вторжение монополий в районы обитания коренного населения, хищническая эксплуатация принадлежащих ему ресурсов имеют своим следствием ускоренное, насильственное вовлечение индейцев в систему капиталистических производственных отношений. Этот процесс сопровождается упадком традиционных промыслов (охота, рыболовство, огородничество и т. д.), кризисом мелкотоварного производства в целом: оно становится жертвой капиталистической конкуренции.
В этих условиях заметно возрастает значение морально-психологического аспекта исследуемой проблемы (при широком понимании термина «экология»). Он проявляется в конфликте мировосприятий «пришлых» предпринимателей и индейцев, в столкновении их культурных и ценностных установок; его неизбежно порождает сам характер деятельности «пришлых» бизнесменов, внутренняя «логика» которых, законы, имманентные капиталистическому способу производства, жестко ориентируют па получение максимальной прибыли независимо от того, какими «издержками» материального и морально-психологического плана эта деятельность чревата для коренного населения резерваций.
Таким образом, усиленно проникая в резервационные общины, капиталистические производственные отношения оказывают деструктивное воздействие на все стороны жизни индейцев. В ходе подобного «освоения» перемалываются не только материальные ресурсы резерваций, но и духовные, моральные ценности их обитателей, ломается привычный уклад их жизни, что приводит к нежелательному изменению культурной среды в резервациях. По-видимому, такие факты, как появление из-под резца местных ремесленников традиционных фигурок индейцев с европеоидными чертами лица и уже находящиеся в стадии реализации планы размещения в резервациях публичных домов, можно было бы отнести в разряд курьезов, если бы они не отражали общей и официально стимулируемой тенденции к «вестернизации» культурной жизни коренных жителей, навязыванию им чуждых нравственных ценностей. Самобытную культуру индейских племен активно вытесняет ее суррогат, рассчитанный на удовлетворение вкусов заезжих туристов.
Свою плату за приобщение к «благам» капиталистической цивилизации индейцы вносят рекордными темпами роста алкоголизма, проституции, распада семей, бродяжничества, резким увеличением сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Ползет вверх кривая самоубийств (в 2—3 раза выше общенационального уровня), что находится в прямой зависимости от острой неудовлетворенности молодых индейцев (именно они составляют подавляющее большинство самоубийц) социальными условиями своего существования 21.
Иначе говоря, выработанные на протяжении многих поколений механизмы приспособления приходят в несоответствие с темпами современной жизни. Профессор патологии и микробиологии Рокфеллерского университета в Нью-Йорке Р. Дюбо назвал такую неприспособленность человека к современному образу жизни «социальной дезадаптацией», которая ведет к многочисленным неблагоприятным последствиям. При этом дезадаптация может достигнуть столь высокой степени, что будут исчерпаны потенциальные адаптивные механизмы, присутствующие в генетическом коде человека, и тогда, по мнению Р. Дюбо, может наступить дегенерация человека 22.
Программа экономического развития, навязываемая индейцам правящими кругами США и Канады, представляет собой не что иное, как программу создания наиболее благоприятных условий для эксплуатации принадлежащих коренному населению ресурсов крупным бизнесом. Она не рассчитана на то, чтобы обеспечить экономическую самостоятельность индейских общин, достичь повышения уровня их жизни. Напротив, результатом программы являются фактическое расхищение природных ресурсов резерваций, в том числе невозобновляемых, прогрессирующее загрязнение окружающей среды, обострение существующих и появление новых социальных проблем.
Индейский писатель Н. Скотт Момадей писал: «В наше время экология, пожалуй, важнейшая из наук. Мне думается, ни в одной области индеец не может служить таким авторитетом, как в этой. Если есть какое-нибудь качество, воистину выделяющее ого среди других народов, то это, бесспорно, уважение к природе и забота о ней» 23. Многие американцы стали знакомиться с опытом индейцев. Вывший министр внутренних дел С. Д. Юдолл писал: «Мудрость индейцев может научить нас, как сохранить лучшие части нашего континента. В последние десятилетия мы постепенно вернулись к некоторым истинам, которые были известны индейцам» 24.
Все большее влияние приобретают группы защиты коренного населения, большинство из которых создано по инициативе видных ученых. «Международный центр выживания» определяет в качестве главной цели своей деятельности «охрану прав коренных жителей». Подобные организации созданы и в других странах. Но, пожалуй, наиболее существенным явлением стало усиление международных контактов и сотрудничества между самими коренными жителями, создание ими организаций для защиты своих, интересов в суде. Иногда им удается добиться, чтобы при формировании планов и проектов освоения районов резерваций в какой-то мере учитывались интересы местного населения, выделялись денежные компенсации за причиненный ущерб. Прогрессивные люди понимают, что только предоставление индейцам права участия в принятии политических решений, от которых зависит их судьба, будущее, может дать положительные результаты в проблеме охраны окружающей среды.