По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года в украинских территориальных водах и на суше могла находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) мог быть размещён 161 летательный аппарат.
Но в реальности флот к этому моменту не имел уже и половины этой численности. Более того, наращиванию флота постоянно мешала Украина. С одной стороны, Украина на словах признавала подписанный договор, но при этом почти любое действие российской стороны блокировала, как не имеющее законного обоснования. Например, все тринадцать лет Украина категорически препятствовала любым попыткам России модернизации техники и вооружения флота, мотивируя это тем, что конкретный договор, определяющий порядок и процесс модернизации, так и не был подписан и, следовательно, никакой модернизации быть не может. Пользуясь этим, Украина в одностороннем порядке трактовала статьи договора и категорически противилась любым возражениям. Так, любая модернизация корабельного состава или замена устаревших кораблей на современные проекты были объявлены усилением возможностей флота и запрещены, как не согласованные в договоре.
Черноморский флот непрерывно душили запретами и ограничениями, отсутствием финансирования и преступными сокращениями. Например, с 2006 года Украина потребовала всё вооружение, продовольствие и прочее материально-техническое ресурсы флота провозить только после таможенного досмотра Украины и лишь с разрешения Украины. Более того, сразу за правом досмотра России было выставлено требование таможенных сборов со всех ввозимых на флот товаров. Ни один гвоздь, ни одну банку тушёнки Россия не могла завезти на флот, не заплатив предварительно таможенную пошлину Украине.
Уникальный прецедент! Юридически товар следовал из России в Россию (со складов ВМФ РФ на корабли и части РФ), но посредине этого пути вдруг возникала Украина, которая мало того, что собирала со всех этих товаров таможенные пошлины, так ещё и решала, что пустить, а что нет. Доходило до абсурда. В 2006 году Украина при очередном досмотре груза не пропустила на склады медицинского управления флота партию анестезирующих препаратов. Они, оказывается, были запрещены к ввозу на Украину. Все попытки разъяснить, что медицинские препараты ввозятся не на территорию Украины, а на территорию России: корабли и склады ЧФ, - действия не возымели. В итоге госпиталю пришлось приостановить проведение операций, а больным морякам - за свои деньги приобретать в аптеках Севастополя необходимые препараты и приносить их с собой. А на некоторые из них ещё и получать специальное разрешение в местном Минздраве, т.к. часть этих препаратов является препаратами строгой отчётности.
После всех попыток разблокирования этого вопроса флоту было милостиво предложено приобрести эти препараты у... Украины - по соответствующим ценам. Под этим же предлогом были заморожены поставки на флот боеприпасов, за которые Украина также потребовала заплатить пошлину.
В итоге этого "удушения" в объятиях Киева к 2014 году Черноморский флот в Крыму "ужался" до 14 тысяч человек личного состава. В составе флота в Крыму осталось менее 25 боевых кораблей всех типов и примерно столько же судов обеспечения. Если в 1991 году в составе флота находилось свыше 400 самолётов морской авиации, то к 2014 году в Крыму их осталось всего 60.