Всем привет!
Мне недавно предоставили возможность неспешно и вдумчиво потестить новый Forester SJ XT (за что огромное спасибо Сергею ака LUK и всем организаторам данного тест-драйва!)
Ранее я уже прокатился на этой машинке (клубный тест-драйв в "Субару-Химки"), но за 30 мин. поездки мне так и не удалось окончательно понять связку "новый 2.0-турбодвигатель - вариатор".
Но обо всём по порядку.
Тест-драйв был назначен на определённый день, и с приближением этого дня моё нетерпение нарастало. Машину мне обещали предоставить почти на двое суток, и в голове я прикидывал определённый список упражнений, которые нам предстояло выполнить вместе с "Женькой" - так я мысленно окрестил новый турбо-SJ.
«И вот этот день наступил... Воскресенье… Солнце с раннего утра настойчиво заглядывало за занавески, щекоча своими лучами дремлющего никак не желающего повзрослеть субаровода. «Какого чёрта!?» - подумал он сквозь сон и перевернулся на другой бок, зарывшись с головой в тонкое покрывало, которое никак не могло защитить его сонные глаза от настойчивого огненного шара. Следом за солнцем почти сразу мягко ступая пришёл кот, шикарный «британец-тяжеловес», презрительно сощурился, запрыгнул на кровать, интеллигентно выдержал небольшую паузу и начал что-то мягко, негромко, но быстро и настойчиво рассказывать на своём кошачьем языке. К сожалению, людям не дано понимать язык кошачьих, но нам доступны интонации их голоса, и сонные мозговые синапсы трансформировали кошачье бормотание в «…сегодня особый день, сегодня особый день…» - «К чему бы это? Миска ведь полна…», и тут, мгновенно проснувшись, счастливчик пулей слетел с кровати. Сегодня! Рука сама схватила телефон и набрала номер такого же одержимого собрата c “FMC”, который должен был передать ему для тест-драйва культовый в определённых кругах автомобиль – только что вышедший в новом кузове Subaru Forester. «Часа через три…» - ответила трубка. Наскоро позавтракав, «посвящённый» начал бесцельно слоняться по квартире, периодически подбрасывая от избытка чувств разбудившего его кота к потолку. Чтобы как-то убить время ожидания до получения авто, он отправился на своём «уже не последнем» Форике в шиномонтаж с целью в очередной раз примерить только что полученные из Японии лёгкие кованые диски на летнюю резину. Прибытие «Женьки» ожидалось с минуты на минуты, и субаровод с приятелем в нетерпении выглядывали из-за забора «шиномонтажки», досадуя, почему же искомый Форь никак не появится на дальнем перекрёстке…»
Своей целью данного тест-драйва я уже заранее определил выяснить поведение "Женьки" в "асфальтовых джунглях" мегаполиса - ведь я городской житель, дачи у меня нет, и основную часть своего времени я провожу в Москве. Нет, не думайте, полазить по бездорожью я люблю, но только по мере необходимости! Во-первых, в Москве это самое "бездорожье" найти довольно проблематично, а во-вторых, ехать куда-то за город, толкаться по пробкам с "дачниками" для того, чтобы по уши изгваздаться в грязи - нет уж, увольте! Вот надо будет мне проехать туда - проеду, будьте уверены! А там, где я проехать не смогу - значит мне туда не надо )) Да и морально затруднительно для человека, слишком любящего автомобили и скрупулёзно объезжающего каждый люк на дороге бесцельно нагружать трансмиссию на бездорожье и «рвать» в буксе коробку, попутно забрызгивая несмываемой годами глиной днище и элементы подвески.
И вот он приехал. Красавец цвета белый перламутр. С вожделением рассматривал я новый Форь, попутно обсуждая с предыдущим тест-драйвером нюансы поведения SJ в различных режимах на дорогах и вне их. При очередном взгляде на новую машину в душе возникло знакомое, но малопонятное чувство «де-жа-вю», и сразу пропало. Наскоро загнав в гараж временно отвергнутого и потому глубоко обидевшегося на меня «Сашку», я в нетерпении запрыгнул за руль нового турбо-Форя. Взявшись отвезти моего предшественника по тест-драйву на площадь «Трёх вокзалов», я немедленно, не теряя отпущенные мне драгоценные минуты начал этот самый тест-драйв. Т.е. утопил педаль акселератора в пол. Через полминуты с заднего дивана послышались щелчки ремней безопасности – это мои коллеги по диагнозу поспешили пристегнуться. Очень верное решение.
Прислушиваясь к собственным ощущениям от управления «Женькой», ощущая всеми своими фибрами работу явно повзрослевшей, тугой и сбитой подвески, отмечая однозначно улучшенную по сравнению с «Сашкой» шумоизоляцию, анализируя довольно слаженную работу дуэта «турбодвигатель – вариатор», я внезапно понял, чего добивалось подразделение FHI, создавая этот замечательный автомобиль. Теперь новый Subaru Forester будет одинаково нравится всем: и бесшабашной любящей «отжечь» молодёжи (при условии, что у этой самой молодёжи хватит средств для его приобретения), и щеголеватому «белому воротничку» (240 сил и made in Japan!), и заморенной семейными тяготами домохозяйке (задняя дверь теперь с электроприводом!), и любителю дальних автомобильных путешествий (оцените шумоизоляцию и расход топлива!), и неспешно «тошнящему» в правом ряду седому пенсионеру (а новый-то Форь теперь более статусный!). С точки зрения маркетинга – практически беспроигрышный вариант. Машина получилась удивительно сбалансированной, более строгой, более взрослой. И вновь в душе шевельнулось давно забытое чувство «де-жа-вю» - всё это где-то я уже видел… лет 15 назад… точно! Именно с этим подходом «unisex» - «понравиться всем!» Тойота в своё время разрабатывала и впоследствии анонсировала свой «бестселлер» RAV4!
Так, в раздумьях о новом векторе развития подразделения FHI мы незаметно долетели до пункта доставки предыдущего тест-драйвера, где и распрощались с ним. Теперь я мог не опасаться за его безопасность и решил немного похулиганить на дороге, чтобы сделать окончательные выводы о подвеске нового Форика. Лосиный тест (переставку) «Женька» выполнил чётко на «раз-два», без видимых кренов и раскачек. Безусловно, новая подвеска заслуживает отдельной похвалы: в меру жёсткая (жёстче чем на «Сашке»), тугая и отлично сбалансированная, она дарит на дороге непередаваемые ощущения надёжности и вседозволенности (конечно, с оговоркой, что это кроссовер, а не гоночный болид). Однако авторитетно могу заявить – крены в поворотах хоть и уменьшились, но всё же остались довольно ощутимыми, но при этом проходить скоростные повороты стало несравненно комфортнее, как прежде бороться с машиной теперь не приходится. Если в повороте дальше добавлять «газу» и докручивать руль, то начинается плавное неплохо контролируемое скольжение, при этом нос авто не вываливается как раньше наружу, а чётко ввинчивается внутрь поворота. Однако весь кайф от этого заканчивается неожиданно быстро – тут же довольно деликатно, но уверенно вмешивается система стабилизации. Кстати, про руль: если не знать, что под капотом отныне не гидро-, а электроусилитель, то даже опытный водитель не заметит наличие последнего. Но мы-то знали! И пытались нащупать разницу. Субъективно разница присутствует, но она настолько незначительна, что словами её тяжело описать. Одним словом – очень адекватное поведение электроусилителя рулевого управления приятно порадовало.
Вариатор… как много в этом звуке… нажимаю педаль акселератора «в пол» и чётко отмечаю наличие традиционного пресловутого «турбо-лага». Первые полсекунды ничего не происходит, затем машина срывается с места с неожиданной для 2.0-литрового турбодвигателя прытью. Дааа, пожалуй, это первый из Форей, в котором количество заявленных в ПТС лошадиных сил соответствует действительности. Ух! Едет очень здорово! Вот только эта проклятущая турбояма! Постойте! Что-то эта задержка не очень похожа на турбояму. Давайте вспомним внимательно изученный нами в «Субару-Химки» выпускной коллектор с посаженной на него новой турбиной VF54. Тогда он поразил нас уменьшившимися по меньшей мере вдвое размерами. И мы так радовались, что теперь уж точно «турбо-лаг» будет отсутствовать как класс! Ведь от цилиндров до турбины расстояние «всего ничего»!
Однако суровая правда жизни возвращает нас к действительности. Задержка после нажатия педали акселератора есть, и от этого факта нам никуда не деться. И наш опыт владения различными Субами подсказывает нам, что это не совсем похоже на «турбо-яму». Отсюда напрашивается вторая причина – не совсем согласованная с двигателем работа вариатора. Точнее, не идеальная программа управления вариатором. Нет, сам по себе вариатор работает очень здорово, подобно автомату перемещая стрелку тахометра в эффективной зоне оборотов двигателя, и особых претензий к этой работе нет. И задом с упора в высокий бордюр он лихо завозит «Женьку» на этот самый бордюр при достижении 2400 об/мин (точно как у обычного 5-ступ. автомата). Но прямо-таки кожей чувствуешь неидеальное взаимодействие вариатора с двигателем, как будто временами часть лошадиных сил двигателя прямо-таки растворяется в недрах вариатора. Отметил ещё одну странную особенность – на небольшой скорости при езде «внатяг» с небольшим разгоном ощущаются маленькие подёргивания с частотой примерно в полсекунды. Совсем небольшие, но они присутствуют (и как это не отметили предыдущие тест-драйверы?). Напоминает, как будто при трогании на «механике» на карбюраторной машине неопытный водитель резко бросил сцепление, и машина начинает дёргаться (только не так сильно, конечно).
Коротко о режимах. “
I” – тупо «не едет», “
S#” надёжно удерживает обороты двигателя в районе 3000-4000 об, обеспечивая мгновенную реакцию на нажатие педали акселератора (отлично, очень удобно управлять, но какой при этом будет расход?) и самый адекватный и сбалансированный – “
S”. К слову, в этом режиме я и ездил всё время. Кстати, о расходе: когда я отдавал машину дилеру, на борткомпьютере гордо красовались цифры «13.8». Езжу в таком же темпе на своём S-edition, расход редко бывает меньше 17 л / 100 км. Если борткомпьютер нового SJ не врёт, то расход просто замечательный!
Впереди замаячил ярко-красным глазом светофор, и я был вынужден осадить «Женьку» неожиданно информативными тормозами. Эти значительно более эффективные по сравнению с предыдущим кузовом тормоза не давали мне покоя ещё с самого первого тест-драйва. Казалось бы, ну за счёт чего обычные скобы вдруг стали гораздо понятней и приятнее при торможении? При ближайшем рассмотрении всё стало на свои места – передние тормозные механизмы сюда перекочевали с Legacy 3.0! Т.е. тормозные диски теперь диаметром 315 мм. (16-дюймовые колёса при желании теперь не поставить), суппорта также полностью идентичны устанавливаемым на Legacy 3.0. Задние тормозные диски отныне стали вентилируемыми, по мнению моего приятеля именно такие ранее устанавливались на праворульный Forester SF5 STI.
Умудрившись воскресным днём попасть в небольшую пробку, я принялся внимательно рассматривать интерьер окружавшего меня салона. В принципе, я человек не особо привередливый к комфорту в салоне автомобиля (для меня гораздо важнее динамика и отточенная управляемость), тем не менее я не могу не отметить слегка разросшийся на уровне плеч салон, также ощущение простора дарит увеличившийся наклон лобового стекла. Посадка водителя стала выше, что для моего 2-метрового роста не очень удобно, но подозреваю, что остальным людям понравится. Пластик передней панели наконец-то стал мягким на ощупь (вообще-то я не щупаю пластик панели в машинах, мне главное, чтобы он не скрипел при езде). Экран борткомпьютера также значительно увеличился в размерах, заодно он принёс гораздо больше полезной для водителя информации (тут не хочется повторяться с отчётами предыдущих тест-драйверов, у них всё достаточно подробно описано). Навигатор ужасный. Маршрут прокладывает как ему заблагорассудится, о съездах на дублёры предупреждает слишком поздно, и из-за него я пару раз уехал не туда. Озлился, плюнул, достал свой «огрызок» и насладился качественным сервисом от Яндекса. Но зато навигатор есть! Качество музыки значительно улучшилось, но я не любитель громко слушать музыку в машине, предпочитаю этим заниматься дома, развалясь на уютном диване. Водительское сиденье показалось лично мне удобным, оно явно спрофилировано под крупных людей, коим я и являюсь. Увеличилась регулировка водительского сиденья по длине, это первый Форик, в котором я с моим ростом, перед тем как сесть за руль, привычно отодвинул сиденье до конца, сел и… пришлось немного придвинуться! Когда я заглянул на второй ряд сидений, то первым делом отметил значительно уменьшившийся по высоте по сравнению с «Сашкой» тоннель, пассажирам заднего ряда теперь должно быть удобней. Места для их колен тоже стало немного больше.
Перейдя к осмотру багажника, я вдоволь наигрался автоматическим открытием/закрытием задней двери. Однако, поразмыслив, я пришёл к выводу, что лично мне эта функция ни к чему. Даже не ставя под сомнение надёжность сей конструкции (всё-таки made in Japan, но кто его знает, как оно будет зимой?), сразу отметил два неприятных нюанса. Во-первых, сама дверь открывается на смехотворно малую высоту, и я уже слышу проклятия людей, ударившихся головой об острую кромку двери. Во-вторых, сама дверь открывается и закрывается раздражающе медленно – к примеру, мне нужно быстро закинуть что-то небольшое в багажник, и я наверняка буду вынужден делать это через заднюю боковую дверь и задний ряд сидений. Иначе ждите. Подобной медлительностью при закрывании дверей порой подбешивает большинство московских лифтов в современных многоэтажках. Но всё это, конечно, субъективные ощущения. Вполне вероятно, что данные недостатки будут перекрываться удобством погрузки продуктов из супермаркета, когда ты выходишь из него и обе твои руки заняты тяжеленными пакетами. Тут достаточно нажать соответствующую кнопку на ключе-брелке (который, кстати, выглядит как жалкая пластмассовая китайская поделка родом из 90-х гг., и не идёт ни в какое сравнение с солидным изделием от «Сашки») и «сезам» откроется, покорно принимая запасы еды в своё темноватое чрево.
Конечно, я не мог не выяснить интересующий меня и многих людей вопрос про жёсткость кузова нового Subaru Forester. Традиционный тест – заезд одним передним колесом на высокий бордюр. После чего выходим из-за руля и пробуем открыть дверь багажника. Ну что могу сказать – жёсткость кузова нового Форика значительно выше, чем у «Сашки». И всё-таки дверь чуть подклинивает. Конечно, совсем не так, как у Forester SH, и, наверное, даже чуть меньше, чем у Forester SG. Совсем несильно. Но подклинивает. Прилагаю фото зазоров между дверью багажника и задними фонарями. Зазор справа больше зазора слева. Совсем несильно. Но больше. Наверное, я придираюсь, и не существует автомобилей, у которых бы при подобном тесте дверь багажника не подклинивала бы СОВСЕМ. Всё-таки жёсткость кузова Forester SJ по сравнению с Forester SH возросла значительно, что, кстати, также не в последнюю очередь положительно сказалось на отменной управляемости. Но подклинивает ))
Багажник по ощущениям размерами не увеличился. Особо «порадовало» крепление шторки багажника, подобная конструкция уже давно хорошо освоена производителями штор для ванных комнат. Ну и традиционно: зачем с потолка убрали светильник освещения багажного отделения, уменьшив его вдвое и переместив его на правую боковину задней внутренней обшивки багажника? Он теперь не освещает ровным счётом ничего, даже себя!
Про боковые зеркала, переехавшие на двери, треугольные «жигулёвские» окошечки и двери, закрывавшие отныне пороги расписывать также не буду – всё это многократно и с усердием расписано до меня. Скажу только, что решение по дверям сомнительное, брюки действительно теперь будут оставаться чистыми, но припарковавшись к высокому бордюру, дверь теперь придётся открывать с осторожностью.
По дороге домой я позвонил своему другу Борису, владельцу Acura RDX 2008 г.вып, и он предложил мне подъехать к нему, чтобы бегло сравнить новый Форестер с его Акурой. Нам обоим эта идея показалось интересной, и вскоре я подъехал к дому Бориса, где на стоянке красовался его автомобиль. Хотя разгонная динамика Subaru Forester SJ и Acura RDX показалась нам примерно одинаковой, довольно бессмысленно сравнивать между собой эти два автомобиля, у них принципиально разная концепция. Акура больше заточена «под асфальт», имеет сравнительно небольшой (хотя и достаточный) клиренс, её стихия – ровные хорошие дороги, быстрые повороты, как следствие Акура обладает жёсткой подвеской. Форестер имеет явно более выраженный «внедорожный» уклон, больший клиренс, и, соответственно, большую геометрическую проходимость, более мягкую подвеску. Отличий между машинами масса. Поставив автомобили рядом, я постарался сфотографировать наиболее существенные отличия между машинами. Выкладываю фото на суд и комментарии зрителей.
Возвращаясь от Бориса домой, на одном из светофоров я «зацепился» с турбо-Фориком в предыдущем кузове. Итог – при старте SH вырывается чуть вперёд, может всего на метр, но потом «Женька» неуклонно настигает SH и уверенно уходит вперёд. Вариатор. Мужичок за рулём SH знаками попросил меня пообщаться с ним, я открыл окно и услышал: «Это турба что ли?». Я ответил утвердительно. «Так их же нет ещё в России, я уже заказал, но первые экземпляры только к сентябрю подвезут!» - «А у меня уже есть!», заявил я, и насилу удержался, чтобы не показать мужичку язык )) С тем и уехал от него…
Чуть позже внезапно налетел жуткий ветер, небо мгновенно заволокло прямо-таки адски чёрными тучами и начался ТАКОЙ ливень, что щётки стеклоочистителя не справлялись с потоками этого дождя даже на максимальной скорости. Наверное, многие помнят тот воскресный ливень. Пришлось снизить скорость на ТТК до 40 км/ч, но даже тогда я умудрялся лавировать между машинами. Классная подвеска! А вот штатный Бриджстоун Дуэлер «не очень» - в какой-то момент я внезапно «схватил аквапланирование», и машина в повороте с вывернутыми колёсами неожиданно поехала прямо, пришлось быстро, но аккуратно поработать тормозом и рулём. Уфф, пронесло! Надо поумерить пыл, ведь не зря же все плетутся, безопасность всегда должна быть на первом месте! На повороте с «трёшки» на Кутузовский в тоннеле образовалась такая лужа, что машины с трудом проезжали в один ряд бочком-бочком, впритирку к стене. Поеду-ка я домой, пока не застрял намертво в какой-нибудь ужасной московской пробке, в которой можно родиться, вырасти, познакомиться с девушкой, жениться и вырастить детей, заболеть и выздороветь, состариться, понянчить внуков и умереть.
Променял бы я своего «Сашку» на нового «Женьку»? Однозначный ответ дать очень непросто! Всем хорош новый Форь, и в нём действительно много доработано по сравнению с SH. Жаловались на жёсткость кузова – получите несравненно более жёсткий! Упрекали SH за архаичный 4-ступенчатый автомат – нате Вам один из лучших вариаторов. Сетовали на толстые передние стойки и вследствие этого ограниченную обзорность (сам однажды чуть не посадил велосипедиста на капот) – вот треугольные стёкла у стоек, а боковые зеркала долой на двери! Нехватало тормозов – теперь наслаждайтесь уверенным прогнозируемым торможением!
И всё же я очень люблю свой S-edition, чтобы Вот так взять и отказаться от него. Ведь за полтора года владения я вложил в него частичку своей души. Так что пару лет покатаюсь ещё на нём, а там, глядишь, и уже подоспеет «рестайл» SJ. Ведь общеизвестно, что Субу надо брать рестайловую )) Но не будем загадывать…
«Вечерело. Пробираясь в пробках по узким улочкам душного центра Москвы, водитель нового Subaru Forester ощущал неожиданное спокойствие и тихую уверенность за рулём этого повзрослевшего автомобиля. Суета и шум вокруг практически не проникали в салон, и ничто не отвлекало водителя от своих мыслей о предстоящем вечере. «Угу, дети отправлены к бабушке, так почему бы сегодня вечером не устроить с супругой небольшой романтический ужин? Надо бы по дороге домой в “METRO” заскочить, взять бутылку хорошего сухого, непременно испанского “TORRES”, Юля любит. Кусочек 30-месячного Parmigiano Reggiano. И фруктов не забыть зацепить.» Так, в мыслях о хорошем вечере субаровод подъехал к «Субару-Крылатское», где ему и предстояло навсегда отдать автомобиль, с которым он уже успел крепко подружиться. Из дверей вышел весёлый улыбчивый парень с планшеткой для бумаг в руках, который бегло осмотрел Forester, что-то пометил в бумагах и спросил тест-драйвера: «Ну КАК?» - «Потрясающая машина!», ответил тот. «Согласен!», сказал парень и потянулся к руке субаровода, чтобы взять из неё ключи от SJ. Передавая ключи, уже бывший тест-драйвер на секунду задержал их в своей ладони и с усилием разжал пальцы. После этого повернулся к машине, нежно погладил её по тёплому гладкому крылу и быстро пошёл прочь. Не оглядываясь…»