Багажная дверь А-320 и немного полового.
Знакомая всем картина.
И именно поэтому мы сегодня внимательно смотрим на багажные двери Airbus-320.
Ликбезнимся:
Багажники находятся под полом пассажирского салона.
Багажные двери на самолёте, как правило, находятся по правому борту.
И их обычно примерно две
Вот они вам улыбаются красненьким.
С точностью до целых дело обстоит так только на коротких самолётах типа A319 и A318.
На A320 и A321, как более длинных, к двум красненьким добавляется ещё небольшая дверка, обведённая на рисунке синеньким.
Она нужна для доступа в самую заднюю часть заднего багажника - так называемый Bulk cargo (то есть, навальный багажник).
Сразу замечу, что в данном постике мы рассматриваем в основном устройство багажных дверей и относящиеся к этой теме близлежащие подробности.
Об устройстве Эйрбасных багажников я, может быть, тоже когда-нибудь сварганю отдельный пост. А сейчас буду касаться той темы лишь в меру необходимости, без особых углублений.
Итак, по количеству дверей мы определились.
Теперь по приводу.
Дверь навальной части багажника устроена примерно так же, как и
уже знакомая нам багажная дверь Boeing-737.
То есть, там есть выдвижная ручка, которая приводит ролики, заходящие в пазы проёма двери.
Принцип работы совершенно такой же, как на 737 - ролики и упоры.
Ну, разве что на 737 ролики подвижные, на двери; а пазы - на проёме. А на 320 - наоборот, ролики неподвижные в проёме.
А так - принцип тот же: наливай да пей.
Иначе сделано на основных, больших, дверях A320.
Передняя и задняя двери конструктивно похожи и принципиально не отличаются.
Эти двери значительно больше и тяжелее, чем на 737.
Такая дверь приводится двумя гидроцилиндрами, находящимися под потолком проёма двери.
Гидрожидкость подаётся от электрического насоса жёлтой гидросистемы (это условное название Airbus и к цвету жидкости отношения не имеет).
Управление открытием и закрытием двери производится гидравлическим краном, находящимся в лючке внизу фюзеляжа, позади каждой основной багажной двери.
Этот кран виден посредине фотки, чуть выше.
При повороте крана от среднего положения включается насос жёлтой гидросистемы, и жидкость под давлением поступает, в зависимости от положения крана, на открытие или на закрытие багажника.
Насос будет продолжать работать ещё примерно 10 с после отпускания крана.
В лючке также заметен тумблер и лампочка (справа).
Индикаторная лампа загорается при достижении дверью полностью открытого положения.
А тумблером управляется лампа освещения зоны загрузки перед дверью.
Эта лампа находится возле багажной двери, в потолке.
(середина фотки)
Кстати, открою тайну.
Это - фотка заднего багажника.
За металлической панелью ниже лампы находятся блоки радиовысотомеров.
А их антенны - внизу фюзеляжа под багажником.
(только - тс-с! - никому! )
Интересной особенностью работы жёлтой гидросистемы является распределение жидкости при открывании багажников.
Дело в том, что при обычных условиях, в полёте, работают все три самолётные гидросистемы - зелёная (G), жёлтая (Y) и синяя (B).
Каждая гидросистема питает своих потребителей. При этом некоторые важные агрегаты могут работать от двух гидросистем сразу - на случай отказа какой-то.
Так вот, при открытии багажников жидкость от насоса поступает только к гидроцилиндрам дверей.
И ещё в одно место. В гидроаккумулятор аварийного и стояночного торможения.
Давление в нём можно посмотреть на приборе в кабине.
(нижние стрелки - давление в тормозах, верхняя - в гидроаккумуляторе)
Дверь вверху подвешена шарнирно на большой и толстой рояльной петле:
В открытом положении она висит практически горизонтально.
Внутри гидроцилиндров есть замки, поэтому в таком положении дверь не давит на гидрожидкость, а вес передаётся через конструкцию гидроцилиндров.
При закрытии двери давление сначала подаётся в полость открытия, дверь слегка приподнимается, снимается с замков, и потом опускается от подачи гидрожидкости в полость закрытия двери.
Передние двери на всех самолётах семейства A320, можно сказать, одинаковые (исключая A318, где она узкая; но это самолёт вообще особый и мало распространённый).
А вот задние немного различаются.
На A321, как на самом длинном, задняя дверь такая же ровная, как и передняя.
Это потому что она находится далеко от центроплана.
На A320 фюзеляж короче, и задняя дверь уже близка к центроплану.
А там находится обтекатель брюшка.
И небольшую часть этого обтекателя вынуждены были прилепить на переднюю часть двери заднего багажника.
На A319, как на ещё более коротком, пришлось вешать ещё бОльшую часть этого обтекателя:
(горбик на передней части двери)
Когда дверь открыта, из неё видимо торчит.
Это - ручка отпирания и запирания двери.
Она может быть как новой конструкции (как выше), так и старой (фото ниже):
(обратите внимание на красные и зелёные метки)
При закрытой двери ручка утоплена заподлицо с поверхностью.
Для открытия надо нажать дверцу на этой ручке, ухватить ручку и повернуть на себя наверх.
При этом сначала открывается внутрь небольшая дверца в обшивке двери.
Как уже, наверное, понятно, эта дверца сообщает пространство багажника с атмосферой перед его открытием.
Это нужно для снятия усилия с двери.
Так как дверь имеет большую площадь, то избыточное давление наддува кабины (если оно не стравилось полностью после посадки) давит с большой силой на дверь.
Если его не стравить, и попытаться открыть дверь, некоторые люди могут сильно удивиться ею по голове.
Изнутри эта дверца ограждена для предотвращения попадания под неё предметов из багажника при закрытии, ну и вообще чтобы не повредилась грузом.
Далее мы переходим к заключительному и наиболее волнующему.
После открытия этой дверцы отпирающая ручка приводит замки, удерживающие дверь закрытой.
Этих замков шесть, и они являют собой массивные крюки,
цепляющиеся за кронштейны на проёме двери.
Вот эти крюки крупнее:
Справа от крюка - регулируемый упор двери.
В нижней части крюка, возле оси его поворота, наблюдаем пресс-маслёнку для запрессовки консистентной смазки в шарнир.
Таких маслёнок по всему механизму хватает.
Выше крюка заметен резиновый уплотнитель.
Он проложен по периметру двери и имеет отверстия, направленные вовнутрь периметра двери.
При повышении давления внутри самолёта полость внутри уплотнения будет сообщена с багажником и наддута по отношению к забортному пространству.
От этого уплотнитель прижмётся к проёму двери и таким образом предотвратит утечку воздуха изнутри багажника наружу.
Посредине нижней кромки двери, между крюками, находится... они зовут его интерлок
Этот механизм предотвращает поворот ручки закрывания двери, пока багажная дверь не полностью закрыта.
Положение запирающих крюков можно проконтролировать визуально через окошечки в обшивке двери:
(горизонтальный ряд круглых тёмных окошечек со следами)
На валах привода замков есть красные и зелёные метки.
При открытом положении замков в окошечках видны красные полоски:
После закрытия двери все окошечки должны быть зелёными.
Обычно закрывающий багажник и/или выпускающий самолёт человек их проверяет.
Примерно посредине передней и задней боковой поверхности двери есть отверстие.
Из этого отверстия при закрытии двери высовывается штырь и входит в соответствующее отверстие боковой части проёма.
Эти штыри не дают двери прогибаться посредине от давления воздуха.
Как видим, они тоже смазаны.
Приводятся замки и штыри от одной и той же отпирающей ручки через механизм внутри двери.
Также на рисунке мы видим, что дверь имеет типичную конструкцию с поперечным и продольным силовым набором и обшивкой.
Внутри набора сделаны отверстия для перелива конденсата. Он в итоге сливается через небольшие пластиковые шланги, выходящие в нижней части двери, когда она проходит через вертикальное положение.
Сторона двери, обращённая к багажнику, закрывается пластиковой обшивкой, крепящейся быстросъёмными замками.
Сигнализация положения дверей выведена на нижний системный дисплей в кабине пилотов.
Жёлтым показаны незакрытые двери, зелёным - закрытые.
Сигнал "закрыто или нет" приходит с бесконтактных датчиков в проёме двери:
Тут видно, что на этом самолёте датчик всё же немножко контактный
Также мы наблюдаем розовые брызги.
Такого, или коричневого, цвета бывает покрытие для защиты от коррозии.
Обычно им обрызгивают проёмы дверей, и вообще многие части конструкции, находящиеся в неблагоприятных условиях.
Покрытие отличается некоторой липкостью, и поэтому, если его заменять не часто, то на него налипает пыль и грязь.
Получается, что обшивка снаружи чистая, а внутри грязная
Также некоторое количество датчиков находится внутри самой двери.
В частности, великий и ужасный механизм ручки
содержит концевик открытого положения ручки, который не даёт включиться гидронасосу, пока ручка не полностью поднята.
Это вызывает иногда панику у незнакомого с этой особенностью персонала.
Дверь при этом отпирается поворотом ручки, крюки выходят из зацепления, и гидрожидкость под весом двери перетекает из одной полости гидроцилиндра в другую через кран.
А так как насос не работает, то на вертикальном полуоткрытом положении двери всё веселье и останавливается.
В таком случае надо просто слегка подоткнуть ручку двери вверх, и всем наступит счастье.
Если же гидронасос недоступен по каким-то причинам, дверь можно открыть/закрыть с помощью ручного насоса, находящегося на панели обслуживания жёлтой гидросистемы.
Ручка вынимается со своего места крепления в лючке, надевается на вал насоса, и затем один человек качает ручкой гидрожидкость, а второй держит кран, чтобы она поступала в нужном направлении.
И небольшим бонусом пойдёт иллюстрация особенностей проёма и двери при наличии системы контейнерной загрузки багажа.
В этом случае добавляются ролики для перемещения контейнеров, и замки, удерживающие контейнеры.
Их будет по два комплекта на каждый багажник.
Эти замки перед закрытием двери также должны быть подняты.
Между двумя ними, посредине, есть ручка
(с надписью Sill Latch).
Если она не в положении Up, гидронасос также не будет работать.
И на двери добавляется панелька управления системой перемещения контейнеров:
Сломалась тут как-то панель пола багажника, присылали менять такую вот новую:
А со снятой панелью выглядело так:
Шпангоуты, стрингеры и парочка гидравлических трубок - видимо, от селектора багажной двери к актюаторам - в общем, ничего интересного.
Как обычно, объясняю: рыжее - это не ржавчина, а покрытие для защиты от коррозии.
Сама панель полностью пластиковая. Два листа стеклотекстолита, и между ними сотовый пластиковый наполнитель. Толщина - примерно сантиметр. Бывает, на половой стороне алюминиевое покрытие для важности.
Поменялась панель на удивление бодро: во мне всё ещё живы кошмары от закисших Боинговских винтов зимними стылыми ночами, а тут всё сразу открутилось даже без матов.
Эйрбас - это круто, мы ж понимаем
спасибо
lx_photos