Будапешт. Осень 2009. История одного борта.
Четвёртого апреля текущего года, самолёт авиакомпании
Sky Express, с бортовым номером VP-BFB, выполнял обычный, ежедневный рейс на Сочи. Погода была великолепной. Весна, птички, солнышко. Энергичный разбег, отрыв и... Самолётик, словно заправский птицелов, заглатывает правым двигателем гуся лапчатого-перелётного, жирного и бестолкового. (к слову сказать, это не такое уж и редкое явление, столкновение с птицами. Самое поразительное, что с самолётами сталкиваются чайки и воробьи, ласточки и орлы, но никогда не встают на пути у многотонной, быстро летящей железяки, вороны. Ну вот умные они и дорожат своей жизнью).
Ну ничего страшного в общем то не произошло, ну попал гусь и попал, (а что это был гусь выяснили потом. В газодинамическом тракте двигателя, при вскрытии, обнаружили окольцованную гусячью лапу). В момент столкновения, часть двигателя была немного разрушена, было покорёжено и практически потеряно 8 лопаток. В кабине это проявилось повышением вибрации и ростом температуры по приборам, а по ощущениям, со слов экипажа, тряска и бубнение. Ребята долго не раздумывали продолжили взлёт и уменьшив режим работы мотора до малого газа, направились в зону ожидания, для выработки топлива, после чего благополучно сели в родном Внуково. Хорошо, что иногда всё хорошо заканчивается, но двигатель был однако приговорён. Самолёт простоял на земле ровно пол-года. За это время двигатель сняли и разобрали. Приехали представители завода (изготовители моторов CFM), привезли с собой чУмадан новых лопаток. Яйцеголовые, технически-грамотные, представители корпорации Bоeing, при поддержки не менее смекалистых пацанов с ВАРЗ-400 (Внуковский авиаремонтный завод), потрудились и восстановили покалеченный агрегат.
Самолёт долго стоял, а потому его нужно было очень тщательно проверить, поменять то, что уже стало негодным. Предстояло поменять масло, фильтры и т.д. (ну как у обычной машины) Однако, что бы поменять фильтр, его нужно конечно прежде всего купить, но так, как в Москве магазин запчастей для В-737, по каким то причинам постоянно закрыт на учёт, то запчасти нужно покупать за рубежом. Мы все прекрасно знаем, что наша таможня, самая таможенная таможня в мире и поэтому, топливный фильтр купленный на базаре, где нибудь на Техасчине за 3$, в России будет стоить уже 3000$. (вот из за этой справедливой статьи дохода в казну государства, наши пассажиры и летают не новыми самолётами, а подержанными иномарками). Как бы там ни было, но самолёт требовал очередного ТО. В Европе существует несколько авторизованных и сертифицированных тех. центров и один из них Aeroplex (его филиалы находятся в Венгрии, Румынии, Словении и других странах,членах Евросоюза).
Тёмной, дождливой ночью, 3го октября, я оторвал колёса от взлётно-посадочной полосы Внуково и взял курс на Будапешт.
Будапешт, один из красивейших городов мира и по праву, только один вид на Будайскую крепость (впрочем как и вид с её стен) приводит в восторг и заставляет сотни тысяч туристов со всего мира, ежегодно посещать берега Дуная. Подняться на гору не сложно, есть фуникулёр, но когда мы решили совершить туда турне, этот подъёмник, естественно не работал. Виды открывающиеся со стен Королевского дворца, действительно доставляют удовольствие.
Там куча мостов через Дунай (кажется семь, точно не скажу, по всем не ходили). Самый старый и самый знаменитый - Цепной мост (ещё его местные называют Сечени) он пересекает Дунай как раз в центре города и ведёт к стенам Королевского дворца.
Но красивее и эффектнее всего дворец смотрится ночью.
Основная толпа туристов, которая под управлением опытного и уставшего гида шарахается по самому дворцу, прежде всего ломится на стену и снимает прекрасные виды на город, но и в самом дворце есть на что посмотреть, (особенно на самих туристов)
На следующий день (а благо, всю первую неделю погода благоприятствовала, было солнечно,сухо и +24, +26). Мы решили с Андрюхой (второй пилот) совершить восхождение на гору Геллерт (вот же чёрт дёрнул туда переться!) и поснимать ночной Будапешт. Говорят, что туда тоже можно совершить восхождение не своими ногами, а при помощи.. Но нормальные герои всегда идут в обход, а не нормальные прутся напрямки. Мы конечно же не нормальные и решили подняться по самому короткому пути. Ночь, теплынь и два чудика с рюкзаками по крутому серпантину топают ввысь. Когда нам всё же удалось совершить восхождение, то я снова вспомнил Высоцкого "...ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово..." (Зато я знаю теперь точно, что пешком я больше в горы не полезу никогда!) Но все муки восхождения были вознаграждены с лихвой. В ту ночь было полнолуние и то, что мы увидели и поснимали, стоило того ведра пота, тех трясущихся коленок и бешеного сердцебиения.
Ну думаю хватит экскурсий. Общее представление о городе вы уже имеете. Вообще то очень рекомендую посетить столицу Венгрии. Лучшее время конечно же лето, зимой там тоскливо и скучно. Так о чём это я? А, ну да, о "зависании" Так вот, прилетели мы в Будапешт, вовсе не на экскурсию, а в командировку на три дня. Смысл был пройти ТО и всё. В процессе тех. обслуживания самолёта, всплыли серьёзные "глюки и косяки". Через три дня, стало известно, что "проводку погрызли крысы", а кучу гаек и болтов "свистнули бомжи". А если серьёзно, то обнаружились довольно серьёзные технические проблемы, которые требовали замены некоторых агрегатов.
На вопрос: "Когда будет готово?"
Нам отвечали: "ЗАВТРА!"
Таким образом ожидание готовности самолёта затянулось до завтра, которое как день сурка повторялось каждый день с завидной постоянностью. Через неделю "завтра" закончилось и Ласло (главный инженер AEROPLEXa) позвонил и сказал:
- Аллэксий, ЗАВТРА ви вулетаете"!
На очередное "завтра" мы приехали на завод в полной боевой готовности в надежде вскоре увидеть своих родных и близких, но увы, жизнь снова дала трещину и круто уехала влево... Просидев на заводе целый день, мы так и не улетели, Неудачи преследовали не только нас, но и мастеров завода. Что-то не срасталось. То не проходили тест системы, то реально не подходил какой то болт, который пообещали изготовить силами завода опять же "завтра"...
Так командировка начала принимать вид ссылки. Нужно сказать, что первая неделя вовсе не напрягала. Солнце, тепло, Дунай, город, девушки, пиво... (кстати о девушках. Девушки-мадьярки очень красивые лицом, но... Как бы это помягче сказать то? Все они не стандартной физической комплектации что-ли? Короче они практически все коротконогие и длиннотелые! Зато приставучие какие!? За пятнадцать минут прогулки по набережной Дуная вечером, нас трижды пытались "снять", причём так ловко, что будь мы под хорошим шафе, денег бы мы не досчитались в своих кошельках стопроцентно! Снимают очень профессионально. Не то что в Бангкоке, или в Москве, где вам сразу называют цену и никаких лишних разговоров, здесь же они "плавно разводят кроликов".
Вскоре погода сменилась проливными дождями, холодным ветром и температурой +2, +4 градуса. Делать стало абсолютно нечего. Время превратилось в резину. Утром вставали, шли на завтрак, потом смотрели новости, потом отправлялись на променад, обедали в каком нибудь уютном ресторанчике, возвращались в отель и ложились спать. Вечером спускались в бар, брали пиво и смотрели отборочные матчи по футболу. Россия-Германия, Россия-Азербайджан, Коста-Рика-Бразилия... Потом был ужин, контрольный звонок на завод и отбой. Наконец погода снова наладилась и мы решили устроить себе праздник. На самом берегу Дуная, есть очень классное кафе под открытым небом. Там безумно вкусно кормят, играет классическая музыка и впечатляющий вид на набережную.
Придя ещё засветло, по перебирали костями и устроились за столиком, откуда видно было всё кафе и всех посетителей. Выпив по кружечке пивка, мы погрузились в чарующие звуки старинной скрипки. Музыканты, однозначно были профессионалы, ибо такой виртуозной игры редко удаётся услышать даже в залах консерваторий. Классическое трио сначала исполнило "К Элизе" товарища Бетховена, затем они умопомрачительно забабахали польку Штрауса и ещё несколько известных композий Ференца Листа (особенно понравилось "Грёзы любви"). Так мы сидели, пили не фильтрованный Paulaner и наслаждались классикой. Наконец мне вдруг очень сильно захотелось на родину и встав и подойдя к скрипачу, я спросил как его зовут и не сможет ли он "сбацать" Мурку? Он оказался поразительно талантливым музыкантом и очень вежливым человеком, а потому отказать не смог. Маэстро учтиво попросил напеть мотив интересующей меня песни и как только я начал напевать нотный ряд, известной мелодии, Габор моментально подхватил тему и всё трио вступило мощной волной. Кафе затихло, а умельцы лихо выводили импровизации всемирно известной Мурки. Вечер удался!
На следующий день мы снова сидели в летнем кафе (но уже чайном) посередине старинного города и фотографировали лица...
Прошло ещё два дня. Снова испортилась погода, но это уже не имело ровным счётом никакого значения, мы стали превращаться в местных. Словарный запас рос, и уже Венгерский язык не казался лаем и шипением, всё больше слов становилось родными. Мы ездили на завод, смотрели как ремонтируют самолёт (даже участвовали некоторым образом в ремонте) На границе нам перестали ставить штампы в паспорта, так как мы пересекали её (границу) по два раза в день и нас уже все смены знали в лицо. Вместо дежурных "гут дэй" и "сенькю", мы стали произносить: "Юнапот" и "косонум" (добрый день и спасибо) Знание о том, что где-то существует Россия, уже стало казаться информацией вычитанной в учебнике, или интернете. Но вдруг однажды, позвонил Ласло (не как обычно вечером, а рано утром) и сказал, что мы улетаем не мифическим, бесконечным "завтра", а сегодня, после обеда! Мы растерялись. Как улетаем? Куда улетаем? Зачем...?
Приехали на завод и увидели, что наш самолётик стоит не в тёплом ангаре, а на холодном ветру, под проливным дождём, на мокром бетоне. В течении 2х часов я проверял все системы, а Андрюха занимался компьютером. Наконец мы закрыли двери и попросили запуск. Теперь нас связывал с венгерской землёй, только провод телефонной связи, который был протянут между наушниками техника, одиноко стоящим в дождевике под ледяными струями небесной воды и самолётом. Запустились и снова судьба распорядилась по своему. Снова всплыл "топляк". Выключаюсь. И тут водитель машины сопровождения, которая должна была вывести нас на полосу, "отмочил корку". При выключении двигателя, пары керосина попали на горячий корпус двигателя и смешавшись с водой превратились моментально в белый пар. Водила, ничего умнее не придумал, как вызвать пожарников. Занавес! Пока мы "жевали в кабине сопли", разбираясь в причинах отказа, со всех сторон к самолёту неслись пожарки, местные МЧС, скорые помощи и т.д. Не успели мы и глазом моргнуть, как доблестные пожарные, стали кидать под двигатель песок и разматывать рукава брандспойтов. О, Господи! Я срываюсь с места и пулей вылетаю в салон, открываю правую техническую дверь и начинаю орать что есть мочи: "Отойдите пожалуйста от самолёта, уважаемые товарищи пожарные! Двигатель вовсе не горит, а ещё работает! Я очень беспокоюсь о том, что бы вас не дай Бог, не засосало в него! Ещё раз прошу отойти от са-мо-лё-тааааааа!" (ну наверное моя речь тут приведена немного не дословно, а потому строго не пинайте!)... То, что никого не затянуло, это нам повезло, а вот опасность того, что движок насосал песка оставалась. Со всех сторон уже бежали техники и тоже очень вежливо общались с пожарными... криком, но только на своём языке (эту часть местного идиоматического фольклора мы выучить ещё не успели, а потому, не понимали дословного значения слов, но смысл был ясен и без перевода, правда проскакивали иногда и всем понятные международные слова.). Самолёт снова потащили в ангар, ибо гарантии стерильности двигателя, теперь уже не мог дать никто...
Снова вечером был футбол, отель и вкусный ужин.
Завтра продолжалось. Жизнь вошла в привычный ритм и я совсем перестал звонить на завод. Мы гуляли по осеннему Будапешту, посетили радоновые источники в сити парке, поснимались на берегу Дуная, покатались на местном метро... Всё было как обычно. Но всё когда нибудь заканчивается и в один прекрасный вечер, мы всё же взмыли в промокшее, простуженное небо Венгрии.... Прощай Буда, прощай Пешта, прощай Обуда и Дунай! Может быть, когда нибудь я снова окажусь в этом городе и тогда я вспомню эти две великолепные осенние недели в сердце Европы...
огромное спасибо
letchikleha