АСЛАНЯН: Со вчерашнего дня у нас на сайт висит вопрос, который мне покоя не дает так же, как и слушателю, задавшему, Алексею. «Здравствуйте, Сергей. По вашим предыдущим отзывом об оппозитном двигателе «Subaru» вы говорили, что он тупиковая ветвь развития. Но ведь вершина эволюции – «Porsche» тоже ставит оппозитные двигатели на свои авто и от этого не становится хуже. В чем же подвох?» Подвох вот в чем. Подвох в том, что фирма «Subaru», к сожалению, послабее будет.
Самым, как ни странно, парадоксальным, но, тем не менее, однозначным примером тому, что такое тупик эволюции служит подход «Alfa Romeo». «Alfa Romeo» ведь тоже раньше играла в «оппозитники». Вспомните машины 80-х годов, например, 33-я «Alfa». Это же потрясающий мотор – оппозитный, четырехцилиндровый мотор, объемом 1 тысяча 300, мощностью 95 лошадиных сил. И все это в сочетании с задним приводом, с потрясающей управляемостью. Это был очень интересный автомобиль. В какой-то момент они пришли к тому, к чему приходят все, и к чему пришла сейчас «Subaru». Вот на тот момент «Alfa Romeo» поняла, что разрабатывать подобные двигатели очень сложно, очень дорого, и, что самое главное…
Ведь что подталкивает большинство фирм к прогрессу, почему они постоянно эволюционируют, почему на смену одному мотору они приводят другой? Потому что экологические нормы ужесточаются, потому что потребление топлива должно быть снижено, а выдох автомобиля должен быть безопасным для человечества. Тем более экологи, вот эти зеленые вперемежку с голубыми, они ведь достаточно часто серьезная политическая партия во многих странах. Хочешь, не хочешь – послушаешься.
И вот «Alfa Romeo», прекрасно понимая, что они идут по тупиковому пути, и денег у них на все не хватит, перешли на обычные моторы. И тем самым они попали в мощнейшую унификацию. У них есть возможность, если они хотят, взять дизель от любого другого автомобиля, например, от «Renault», потому что он нормально стыкуется с коробкой, они могут взять всю фиатовскую линейку своих моторов. В этом отношении у них очень удобно, очень здорово получается решение любой насущной задачи. И «Subaru» сейчас именно в этом тупике и оказалась. Они до последнего пытались доиграть в эту игру.
Вот посмотрите на «Forester» предыдущего поколения с мотором 2 литра. Этот мотор загнали в экологические стандарты Евро-4, намекнув, что он даже Евро-5, хотя по сути своей это тот самый мотор, который начинался с Евро-0. И вот сейчас экологическим ошейником они его удавили настолько, что эта машина ездит ровно до тех пор, пока мотор не прогрет. Пока на холодном моторе смесь богатит, он едет нормально. Как только он прогрелся – все, он не едет никуда. И этот позорный двухлитровый мотор был блистателен, например, на «Impreza», но это было 20 лет тому назад. Он очень неплох был на первом «Forester», но это было 15 лет назад, сейчас он уже вчерашний день. И эти машины по вторичному рынку ходят, у них привлекательная цена, тем не менее, это чудовищное разочарование за свои деньги.
И фирма «Subaru» подергалась-подергалась, она попрыгала-попрыгала, она поняла, что деваться ей некуда. Она, если помните, была под крылышком «GM», потом «GM» в кризис от нее избавился. В автономном плавании она не в состоянии была никуда приплыть, и она пошла под знамена «Toyota», взявшей его и поддержавшей совместным купе. Но вот «Tribeca» с хорошим оппозитником шестигоршковым, она ведь не зря снята с производства. Все, закончилась эта машина, в том числе по мотору, который тупиковый. И «Subaru» держится за свой симметричный полный привод, за свои оппозитники, и она не имеет свободы маневра, она обязана из-за этого продолжать разрабатывать коробки, привода и в первую очередь двигатели.
А что сделала та же самая «Toyota»? Им понадобился для «Европы» хороший дизель. У «Toyota» мозги свои есть, но выгоднее договориться с «BMW». И они договорились с «BMW», и теперь в Европу машины «Toyota» пойдут с дизелями «BMW». А что сделал, например, «Nissan»? Вот сейчас как раз в Детройте они показали новую свою модель, которая у них «Infinity Q50», она у них с двигателем от «Mercedes». Потому что унификация. Зачем разрабатывать свой, когда есть хороший чужой? «Subaru» именно это и погубит.
А «Porsche» это фирма, теперь уже совсем непотопляемая. Она самая рентабельная в мире, она самая прибыльная в мире фирма. И у «Porsche» был такой трагический момент, когда 15-20 лет назад они решили сделать четырехдверную машину. Они ее сделали. Нормальную, заднеприводную, классическую, по их меркам классическую, в заднем свесе двигатель, но четырехдверную. То, что сейчас у них называется «Panamera». Но ни сделали это первый раз 20 лет тому назад. Они получили этот готовый продукт и не вывели его на рынок, потому что сказали: «Вы знаете, он получается дорогой по себестоимости, мы не можем его предложить, поскольку столько машины не стоят. Он очень дорогой, он просто опередил свое время». И вот эту всю свою разработку они положили под сукно.
И она у них вынырнула только сейчас, уже на другом витке развития фирмы, в виде «Panamera». Потому что сейчас и ценник уже не зазорный, и уровень позволяет. Но уже тогда они понимали, что разрабатывать, разрабатывать, разрабатывать новую четырехдверную машину, а потом сунуть ее под сукно, да нам это по деньгам, да мы себе можем это позволить. Тем более что они ведь ближайшие родственники «Volkswagen», они родственники в смысле у них хозяин общий, у них семья одна владеет. Карманы разные. Это как наш «Билайн» и «МТС». Папа-то один, просто один карман справа, другой слева. И, опираясь в том числе на финансовые потоки «Volkswagen», они могли себе это позволить. Поэтому «Porsche» до последнего останется вот с этим тупиковым развитием. Инженеры будут мучиться, ведь это страшно тяжелая инженерная проблема – компоновка, задний привод, двигатель в заднем свесе, либо двигатель в базе. Это очень тяжело, но это оттачивает мастерство, это обостряет разум, это позволяет каждую машину получать в статусе шедевра, и деньги на это есть.
У «Subaru» денег на это нет. Вот, собственно, в этом и вся проблема. И очень жаль, что фирма «Subaru», она, к сожалению, ну, практически… Сейчас у нас с вами на глазах и на руках она погибает, и есть шанс, что еще чуть-чуть и больше не будет. Знаете, много брендов уже закрылось, и «Subaru» тоже вполне может закрыться, или накрыться медным тазом.
Читать полностью:
http://finam.fm/archive-view/7408/