Режимы АКПП

Subik

Главный Лесник
Существует несколько режимов работы АКПП: 1, 2 ,3 и Drive.
Рассмотрим каждый в отдельности.

Режим 1-ой передачи.
1-ая передача - специальная передача с высоким передаточным числом 2,785 и блокировкой межосевого дифференциала на полноприводных моделях.Метод блокировки зависит от типа АКПП.
Этот режим используется в том случае, когда требуется большой крутящий момент при небольшой скорости перемещения. Долго ездить в таком режиме не рекомендуется. Кроме того, повороты в этом режиме могут вызвать выход из строя муфту блокировки центрального дифференциала.
Рекомендуется использовать только при прямолинейном движении на низкой скорости, выезде из снега, песка и грязи, на длинных очень крутых подъемах и затяжных спусках, в особенности при движении с прицепом.
Кроме того, на первой передаче обеспечивается эффективный режим торможения двигателем. Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 44 км/ч.

Режим 2-ой передачи.
2 - передача с передаточным числом 1,545. Так же, как и режим 3-ей передачи, обычно ограничивает передачу сверху, то есть включаются только 1-я и 2-я передачи.
Однако на некоторых моделях (преимущественно для американского рынка, где традиционно выводится как можно меньше дополнительных кнопок для переключения режимов) при выборе 2-ой передачи коробка сама переходит в "зимний режим" , т.е. трогается со второй передачи и вниз не переключается.
Режим 2-ой передачи нужен для езды по скользкому покрытию, бездорожъю или для буксировки тяжелых прицепов. Кроме того, при езде на 2-ой передачи обеспечивается более эффективное торможение двигателем при сбросе газа. Поэтому можно включить этот диапазон для преодоления длинного подъема или при движении по крутому спуску, когда для сохранения контроля над автомобилем необходимо торможение двигателем. Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 91 км/ч.

Режим 3-ей передачи.
3-я передача- прямая передача с передаточным числом 1. Переводя селектор в режим 3-ей передачи мы переводим АКПП в 3-х скоростной режим, т.е. в работе участвуют 1-я, 2-я и 3-я передачи и не блокируется гидротрансформатор. Рекомендуется для езды по городу. Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 152-154 км/ч.

Режим D передачи.
D - DRIVE/Движение - основной режим работы - разрешена езда на всех передачах (их в АКПП всего 4): первая 1 передача, вторая 2 передача , третья 3 (прямая) передача, с передаточным числом 1, и четвертая 4 передача, которую в АКПП можно назвать повышающей или овердрайвом (overdrive), так как передаточное число у нее менее единицы - 0,694.
Четвертая передача в АКПП аналогична пятой в ручных коробках, то есть является повышающей (overdrive), в отличие от третьей, являющейся прямой передачей.
Кроме того, в режиме D блокируется гидротрансформатор, в случае если сохраняться прямолинейное постоянное движение в течение более 30 сек, что благоприятно при езде по трассе (на 1,5-2 литра уменьшается расход), но крайне нежелательно в городе (реакция на педаль газа становится вялой).

Режим "HOLD"
Кнопка рвключения режима HOLD располагаеться обычно рядом с рычагом переключения АКПП.
Данный режим предназначен для движения по заснеженным, скользким и раскишим дорогам.
Часто его называют "зимним режимом".
При трогании со 2-й передачи снижаеться риск пробуксовки колес и соотвественно наилучший коэфф. сцепления с дорогой, что позволяет проехать плохой участок дороги.
В положении режим "D" начальным положением АКПП являеться 2-я передача. В последующем при движении происходит автоматическое переключение на одну из передач в диапазоне со 2-ой по 4-ю, которая являеться наиболее оптимальной для требуемой скорости движения авто и степени его ускорения. АКПП становится "вялой" и "задумчивой", едет внатяг (раньше переключается вверх и позже - вниз). Двигатель работает на пониженных оборотах, а передачи, как правило, переключаются на 1500 - 2500 об./мин. На быстрое добавление газа автомобиль реагирует спокойным разгоном (режим "Power" не включается) и лишь при вдавливании педали в пол на "кикдаун" коробка переключается вниз. Кроме того, плавнее и слабее блокируется центральный дифференциал.

В положении режим "3" происходит трогание со 2-ой передачи и в последующем автоматичесоке переключение между 2-ой и 3-ей передачей в зависимости от условий движения. Идеальный "зимний" режим.

В положении режим "2" работа АКПП зафиксирована на 2 передаче не зависимо от условий движения.


Рекомендации для HOLD :
- Зима, на дороге скользко. Пусть будет постоянно включен "зимний" режим. Коробке вреда от трогания со второй передачи никакого, разве что чуть больше будет нагреваться масло, но на холоде это даже плюс. Зато в зимнем режиме коробки передач машина просто верх сдержанности и размеренности;

Режим "POWER"
Данный режим используеться в тех случаях, когда необходимо осуществить быстрое ускорение и возникает потребость в увеличении тягового усилия. Данный режим так же можно назвать как спорт-режимом.
Переключение передач АКПП будет происходит при более высоких сокростях движения и соотвественно при более высоких оборотах двигателя.
В "спортивном" режиме "Power" переключение на высшую передачу происходит с запаздыванием, в то время как переход на низшую передачу происходит незамедлительно, благодаря чему двигатель работает на повышенных оборотах. Этот режим настроен на максимальное использование мощности двигателя, поэтому повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов.
Как переключается АКПП на разных скоростях движения и/или оборотах при включенном или выключенном режиме "Power" зависит от конкретной версии АКПП, реализации блока управления и мощности двигателя. Можно лишь с уверенностью утверждать, что стрелка тахометра в этом режиме максимально приближается к красной зоне, переход со ступени на ступень происходит резче, с ощутимыми толчками, а при сбросе газа коробка сама возвращается на пониженную.

Обычно, при нормальной езде, переключение передач происходит при 2500-4000 оборотов в минуту в зависимости от скорости движения. В режиме POWER переключения происходят на 5500-6500 об.

Однако характер разгона в режиме "Power" радикально изменяется только вблизи красной зоны. Кроме того, в некоторых моделях, если предварительно не нажать кнопку "Power", то резкое нажатие на педаль газа не приводит к переключению вниз, в некоторых такое переключение происходит даже при отсутствии режима "Power", а в некоторых отсутствует кнопка "Power", но есть индикатор этого режима на приборной панели, который показывает переключение в этот режим при резком нажатии на педаль газа.

На современных автоматах кнопка "Power", как правило, уже не устанавливается, а грань между режимом "Power" и обычным режимом езды здесь размыта и порядок действий такой:


- Если плавно нажать на газ, то переключения происходят плавно, на средних или близких к минимально возможным оборотах и почти не ощущаются;
- Если резко "пнуть" педаль газа, то коробка поведет себя так, как-будто ей включили режим "Power": переключится на передачу вниз, двигатель будет крутиться почти до красной зоны и переключения будут происходить резче;

Просьба помнить, что мигающий индикатор "Power" сигнализирует о неисправностях в коробке.

Замечание:
Режим "Power" и переход на передачу вниз при резком (но не полном) нажатии на газ часто путают со стандартным режимом всех автоматических коробок передач или, так называемым, "кикдауном" (kick-down), который включался от специального датчика под педалью газа ("концевика") на старых моделях, а на современных включается по крайнему положению датчика дроссельной заслонки, т.е. этот режим включается только тогда, когда педаль акселератора нажата полностью ("в пол") и удерживается в этом положении. При этом, независимо от наличия или отсутствия режима "Power", а также плавности нажатия педали, коробка переходит на самую низкую передачу, возможную на этих оборотах/скорости. Трансмиссия автоматически переключится вниз на третью, вторую или даже первую передачу. Но здесь как раз, в отличие от "Power", проявляется "тормознутость" автомата, так как "кикдаун" срабатывает с небольшой задержкой - около 0,5 секунды.




Рекомендации:

По возможности не применяйте режим D в городе, особенно в зимнее время - принудительно исключая из работы повышающую передачу и возможность блокировки гидротрансформатора вы делаете автомобиль более "живым" (АКПП быстрее переключается вниз при обгонах и перестроениях) и, кроме того, можете эффективнее использовать режим торможения двигателем при сбросе газа.
Помните, что автоматы подобные субаровским (с повышающей передачей и блокировкой гидротрансформатора, разрешенной при положении селектора D), некоторые обозреватели называют "тормозными" именно потому, что при попытке разгона на D коробке часто приходится сначала разблокировать гидротрансформатор, а потом еще и переключаться с повышающей передачи вниз, что, понятно, занимает некоторое время.
Кроме того, исключив высшую передачу в городе (поставив селектор на 3) вы избегаете лишних переключений и частого включения блокировки гидротрансформатора, чем продлеваете ресурс АКПП (фрикционов и тормозных лент), который понадобится вам на трассе.

При езде в пробках, когда движение "рваное" и происходят частые переключения передач, чтобы предотвратить повышенный износ деталей АКПП, выключайте режим D (поставьте селектор в 3 или даже в 2).

Полезно также знать, что на непрогретой коробке высшая передача не включается и гидротрансформатор не блокируется. Соответственно, неисправный термостат или сильный мороз могут препятствовать включению высшей передачи, так как первоначальный прогрев идет от радиатора ATF, который стоит внутри бачка радиатора ОЖ двигателя. Нормальный режим АКПП включается при температуре ATF более 60 градусов.

Блокировка гидротрансформатора (Lock Up Torque Convertor Clutch) - это специальный режим работы АКПП, когда крутящий момент от двигателя передается непосредственно на планетарную передачу минуя гидравлику, т.е. передача становится полностью механической.
Блокировка гидротрансформатора на повышающей передаче сводит к минимуму потери при движении на высокой скорости, снижает рабочую температуру ATF и позволяет улучшить топливную экономичность автомобиля.

Муфта (Torque Convertor Clutch) автоматически блокируется при определенных оборотах/скоростях на высшей передаче (т.е. только при положении селектора D и на хорошо прогретой коробке).
При этом вы можете почувствовать некоторое изменение в работе автоматической трансмиссии и по ошибке принять его за переключение передачи (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).
В случае ускорения автомобиля или при торможении, муфта автоматически и плавно выключится, но на это потребуется некоторое время.

Блокировка и разблокировка муфты происходит автоматически в зависимости от частоты вращения. Разблокировка гидротрансформатора происходит при повышении нагрузки на колесах, вследствие чего уменьшается частота вращения турбинного колеса гидротрансформатора и соответственно уменьшается давление масла в гидравлическом датчике.
Для обеспечения плавного включения и задержки во времени включения фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора при переключении ступеней служит гидравлическое реле времени.

Если ничего не предпринимать, то при езде на D гидротрансформатор автоматически блокируется, если определенное время скорость постоянна и педаль акселератора не меняет положения.
В среднем такой момент наступает через 30 сек - 1 минуты "пассивной" езды, причем это время зависит от нагрузки - например, если начался подъем, то гидротрансформатор не заблокируется.

Для того, чтобы ускорить блокировку в движении, можно немного приотпустить газ после включения 4-ой передачи. Тогда время, через которое включится муфта блокировки снижается до 5-10 сек.

Надеюсь данная информация позволит Вам наиболее комфортно использовать возможности АКПП.
 
Последнее редактирование:

MegaDen

В Лесу
27 Окт 2009
206
2
0
39
MSC
Надо попробавать на 3 погонять по городу, может повеселее будет...
 

phpasha

добрый доктор
17 Июн 2008
2,850
664
0
56
Мосфильм
Маленькое дополнение: совет о езде на "тройке" по городу особенно актуален в зимнее время. Как-то шел практически накатиком на "четвертой" по скользкому, чуть тормознул и резко повернул: на выходе из поворота чуть газанул, передние колеса стали проскальзывать, неподвижный зад повело, выровнял, только когда тапкой в пол подключил третью, погреб, хоть и с пробуксовкой, всеми четырьмя. После такого предметного урока на D зимой по городу не езжу.

Касательно максимальных скоростей: приведены данные для 2-литровой машинки, для 2.5 атмо (RTFM!) первая передача кончается на 54, вторая на 100, третья - на 162, для 2.5XT - 63, 117 и 189. Данные для американцев SG дорестайл.

В общем, третьей в городе - выше крыши.
 
Последнее редактирование:

MaikS

Главный Лесник
29 Окт 2008
4,338
631
0
44
Москва, СВАО
Артем спасибо :idea: полезно и главное доступно. А можно еще добить сюда же информацию по режимам HOLD и POWER???
 

конsтантин

В Лесу
22 Мар 2009
218
12
18
48
Алтуфьево
Subik, Спасибо за информацию. Есть вопрос: можно-ли при движении на D перевести селектор на "3". Иногда хочется так сделать, например едешь по трассе, въезжаешь в город, хочется переключить на "3", а коробка на 4 т.е. "D".
 

delete

Главный Лесник
25 Июн 2008
3,873
723
113
39
iningizimu
конsтантин, да куда хочешь переводи, в соотв со скоростью. только Rакета не включай при движении прямо:)
 

Subik

Главный Лесник
Артем спасибо :idea: полезно и главное доступно. А можно еще добить сюда же информацию по режимам HOLD и POWER???
Спасибо.
Пожелание выполнено:idea:

Добавлено через 1 минуту 49 секунд
Subik, Спасибо за информацию. Есть вопрос: можно-ли при движении на D перевести селектор на "3". Иногда хочется так сделать, например едешь по трассе, въезжаешь в город, хочется переключить на "3", а коробка на 4 т.е. "D".
Зависит от: типа коробки, установленной электроники и условий движения.
Но в основной массе это позволительно.
 

MSTiFK8R

Старший Лесник
6 Апр 2009
1,427
181
0
не понял про табличку со скоростями? - это рекомендованные точки переключения или что?


третья до 207кмч крутится
 

Vohutla

Старший Лесник
2 Ноя 2008
2,517
388
83
Коломенская
Три вопроса не освещенные:
1. В ручном режиме (спорт шифт) что происходит с гидротрансформатором?
2. В ручном режиме (спорт шифт) на 1 передаче происходит-ли максимальная блокировка меж осевого дифа ?
3. У меня В режиме 2 движение начинается с 1 до 2. Происходит-ли блокировка дифа и гидротрансформатора на 1-й и 2-й передаче когда коробка на 2 ?

Вообще какие особенности работы коробки с Спорт шифте (Кроме естественно ручного управления) ?

Я например заметил, что:
- электро пелаль становится существенно чувствительней
- не ощущается пробуксовка в коробке ( соответствие разгона и роста оборотов).

Подтвержденных Ответов на эти вопросы я так и не смог нигде найти.

Мне кажется, что в режиме 2 так-же происходит мах брокировка межосевого дифа т.к. иначе зачем ставить ограничение переключений с 3 на 2 и свободное переключение с 2 на 1. Про работу гидротрансформатора-непонятно, но кажется (по ощущениям), что на 1 и 2 не блокируется вообще.



По практической сути разговоры про принудительную блокировку меж осевого - пустое. На практике, когда попадаешь в диагоналку (даже на ровной дорге, например в глине на летних колесах или а снегу) - колеса весело крутятся по диагонали в любом режиме, что в Д, что в 1. В движении задние колеса все равно мах подключается при покручавании переда и получается поже на тоже.
 
Последнее редактирование:

ПРОХОДЧИК

Старший Лесник
Артем, Спасибо! Блиин а где была эта статья год назад, когда я был начинающим субаристом. Вопросов была тьма по АКПП ,а спросить стеснялся. :)

Во всем понятно,остался один вопросик,который не дает мне покоя. У меня переключатель трех позиционный. ECO , HOLD , A\T .
Шо такое А\Т ? подскажите плиз.
Спасибо!
 

Subik

Главный Лесник
не понял про табличку со скоростями? - это рекомендованные точки переключения или что?
Табличка из мануала.
Указаны максимальные скоростя для каждой из передач.

третья до 207кмч крутится
Миш, у тебя чего только куда не крутиться....к тебе не применимо :)
 

ПРОХОДЧИК

Старший Лесник
ММММ я тоже поржал. и всетаки Переключатель ТРЕХпозиционный!!!

Добавлено через 10 минут 11 секунд
MSTiFK8R, Ржачки ради, спустился посмотрел в машино . Действительно ЕСО и HOLD написаны одним шрифтом. А А/Т простеньким. :) походу действиетельно являееться нейтральным положением.
Это типо "N" положение.
Ну что же Спасибо всем!! :)
 

Subik

Главный Лесник
Три вопроса не освещенные:
1. В ручном режиме (спорт шифт) что происходит с гидротрансформатором?.
На 4 передачи блокировка гидротрансформатора не задействуется.
2. В ручном режиме (спорт шифт) на 1 передаче происходит-ли максимальная блокировка меж осевого дифа ??.
Нет, максимальной блокировки меж.осевого дифа не происходит.
Насколько мне известно, распределение крутящего момента в данном режиме 45перед:55зад для коробок TV-тип.
Режим отрабатываеться именно программным способом. И момент может меняться в зависимости от условий езды.
3. У меня В режиме 2 движение начинается с 1 до 2. Происходит-ли блокировка дифа и гидротрансформатора на 1-й и 2-й передаче когда коробка на 2 ?
Нет, блокировки не происходит.

Вообще какие особенности работы коробки с Спорт шифте (Кроме естественно ручного управления) ??
Я например заметил, что:
- электро пелаль становится существенно чувствительней
- не ощущается пробуксовка в коробке ( соответствие разгона и роста оборотов).
Ничего сверх того, что описано в мануале и Вами нет.

Мне кажется, что в режиме 2 так-же происходит мах брокировка межосевого дифа т.к. иначе зачем ставить ограничение переключений с 3 на 2 и свободное переключение с 2 на 1. Про работу гидротрансформатора-непонятно, но кажется (по ощущениям), что на 1 и 2 не блокируется вообще.
По практической сути разговоры про принудительную блокировку меж осевого - пустое. На практике, когда попадаешь в диагоналку (даже на ровной дорге, например в глине на летних колесах или а снегу) - колеса весело крутятся по диагонали в любом режиме, что в Д, что в 1. В движении задние колеса все равно мах подключается при покручавании переда и получается поже на тоже.

В первую очередь необходимо учесть, что скорее всего у Вас АКПП тип TZ в которой момент на заднюю ось передаеться через гидромеханическую муфту с электронным управлением.
В штатном режиме момент 90перед:10( или 5) зад.
В момент нажатия на педаль газа, процент момента на заднюю ось начинает расти.
Блокирование ( или же правильнее сказать передача макисмального момента на заднюю ось) в меж.осевого дифе происходит на "передаче 1".
Причем максим.блокировка/передача при нажатии педали акселератора с 1/3 хода до 3/4 хода.
Выше и ниже блокировка минимальна.

Блокировки меж.осевого дифа не предусмотрено в принципе.
Блокировки дифа на передней оси в стоке нет.
Есть варианты форей с виско муфтой в заднем дифе, причем степень блокировки исключительно для улучшения управления ( так называемая 1 или 1,5 WAY).

Так что о диагональном вывешивании забудьте и не пытайтесь это в дальнейшем.

Исключение составляют турбо фори, в которых коробка TV , где постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом.
Блокировка меж.осевого дифа гидромеханической муфтой с электронным управлением.
Так же штатно ставяться задние дифы с самоблоком, что в купе и позволяет проходит диагоналку.

На современных авто, в том числе и Субару, Порш Кайен, Ауди, Ланд Ровер происходит имитация блокировок дифов за счет притормаживания того колеса, которое имеет минимальное сцепления с грунтом. Чем и достигаеться повышенная проходимость.

Что позвеляет
 

MSTiFK8R

Старший Лесник
6 Апр 2009
1,427
181
0
На 4 передачи блокировка гидротрансформатора не задействуется.

уверен на 100% ? я лично видел, как трансформатор пытался заблокироваться на 4 :)


Есть варианты форей с виско муфтой в заднем дифе, причем степень блокировки исключительно для улучшения управления ( так называемая 1 или 1,5 WAY)
а стоковая вязкостная лсд в заднем дифе на турбофорях считается разве как 1 и 1.5вей? там по-моему хрень полная - пока силиконовая жижа нагреется от разницы во вращениях колес, пока оно попытается подблокироваться... пройдет оборотов 6-7 колеса, а то и больше - и надобности в этом может уже и не быть
 

Subik

Главный Лесник
уверен на 100% ? я лично видел, как трансформатор пытался заблокироваться на 4 :)
в режиме "Drive" на 4 передаче так и будет.
А в режиме sport-shift реакторное колесо не освобождаеться и демпфер на задействуеться.


а стоковая вязкостная лсд в заднем дифе на турбофорях считается разве как 1 и 1.5вей? там по-моему хрень полная - пока силиконовая жижа нагреется от разницы во вращениях колес, пока оно попытается подблокироваться... пройдет оборотов 6-7 колеса, а то и больше - и надобности в этом может уже и не быть
в принципе в стоковом самоблоке уже есть некоторый преднатяг, который улучшает управляемость.
Его очень приближенно можно назвать 1,5WAY по функциональности, но чаще это делаеться для повышения самооценки владельцев форей:)
Естественно сток отличаеться от фрикционного( либо кулачкового) самоблока с "честными" 1, 1,5 и 2WAY.
 

Реклама

Greenworks - БРЕНД АККУМУЛЯТОРНОЙ
САДОВОЙ ТЕХНИКИ и РУЧНOГO ИНСТРУМЕНТА

banner-4-250