Ездил в этом году (последняя неделя июля, первая неделя августа) впаре с Hilux surf в те края.
На Онежском озере делали две ночевки, замечательные места, с погодой повезло. Нанимали моторку которая отвезла нас на Бесов нос (точнее на соседний мыс) и забрала на следующий день.
По южному берегу Кольского проехали до устья Варзуги - очень понравилась пустыня и сосновый лес на подъезде к ней. Ночевали на берегу Варзуги в палатках, чуть ниже по течению чем одноименное село, но лучше бы ближе к Кузомени - там комаров намного меньше.
Потом поехали на Рыбачий. На Рыбачьем было значительно холоднее (меньше 10С когда на Онежском озере было 32С и 25С на юге Кольского).
Для граждан России въезд в погранзону теперь без оформления пропуска, просто по паспорту. Бродов на рыбачьем много, но для форика в то время года они были не критичны, большинство не просматривали даже. Жили на базе оленеводов, условия нормальные для человека который планировал вообще жить в палатке
В Озерках есть турбаза, "оленеводы" (в кавычках потому что летом там только директор с женой которые ездят туда из Мурманска как на дачу) чуть-чуть дальше, если надо будет, найду контакты. У них узнали многое про дороги, и про историю полуострова. Кормили олениной во всех возможных видах, ухой из кумжи и икрой из нее же.
До мыса Немецкого (самая северная сухопутная точка европейской территории России) доехали без проблем, там две дороги - короткая имеет 500м участок проходимый только во время отлива и немного более длинная проходимая всегда. На мысу встретили три подготовленных джимни, они шли по периметру полуострова против часовой стрелки, пугали страшной дорогой, оторванным аммортизатором, камнями с 33 колеса и лужами в которых у них скрывался капот. Наверное (местные давали такую же информацию) это все дальше по северному берегу на восток чем мы проехали в итоге, но их "засады" которые они обозначали в ближайшей перспективе мы просто объехали, где выше, где ниже по склону. Там вообще можно почти всегда найти объезд либо проехать медленно, главное сперва думать потом ехать
Северный берег Рыбачьего в это время года (мы ехали близко к морю), это что-то, у меня это пожалуй самое сильное впечатление за поездку.
Потом был западный берег Среднего, там есть брод в котором может утонуть урал, но у него есть объезд. Еще одна трудность там - военные которые перекрыли дорогу вдоль берега, их приходиться объезжать выше по склону, колея вверх уходит, но быстро кончается, аккуратно продвигаясь (под травой/мхом камни!) меньше чем через километр можно попасть опять на перекрытую дорогу и ехать дальше уже нормально.
Хребет Муста-Тунтури - стоит подняться на него к памятнику, это недалеко от основной дороги идущей через Средний на Рыбачий, там же рядом военный музей. На этом хребте шли очень тяжелые бои, до сих пор камни усыпаны железом, честно говоря было немного не по себе когда под ногами лежали не стрелянные ржавые патроны и осколки снарядов/мин. Их там не так много как было раньше, место довольно популярно у туристов, но меня все равно впечатлило. Вид с хребта очень красивый, и это как-то не вяжется с числом погибших там людей. Мозг просто отказывается воспринимать что в таком красивом месте люди истребляли друг друга тысячами, и что эти камни были залиты кровью. Как нам сказали, памятник стоит на месте единственного пограничного столба на всей границы СССР за который немцы не смогли зайти, информацию не проверял.
Немецкая дорога - очень красиво! Второе место в моем рейтинге за эту поездку
На форике ехать крайне тяжело из-за свесов, в конце дороги надо проходить брод через устье реки название которой забыл. Проходится только в отлив, обязательно сперва смотреть. Людей по дороге нет, только изредка такие же автотуристы, мы встретили одну группу.
В целом на форике АБСОЛЮТНО реально и я бы даже сказал комфортно, кроме немецкой дороги. Собственно на ней и помял немного глушитель и защиту. Плюс стойки стаба под замену (но их и до этого Плеяда приговорила). Сюрф в результате поездки лишился одного аммортизатора (вырвало). Главное думать, почти всегда есть альтернатива и возможность проехать, тогда без потерь проезжаешь там где подготовленные джипы сломя голову оставляют подвеску. После бродов масло в заднем дифе менять обязательно. И
одной машиной ехать крайне не советую, людей там мало, субару чинить не возьмутся однозначно (в Кандалакше пол дня таскал Сюрфа по сервисам - никто не взялся снимать бензонасос, хотя чего там делать то... сами в итоге за два часа сняли-поставили когда нашли эстакаду).
Сорри за качество изложения - чукча не писатель
Во вложении наши треки (сам я их так и не посмотрел, gps'ом заведовал штурман), фото с собой нет, могу позже выложить, если интересно кому-нибудь.