«Классика» поработала на модернизацию
Екатерина Шохина, обозреватель
«Эксперт Online»
Владимир Путин недоволен, что на АвтоВАЗе увеличили выпуск «классики» в ущерб модернизации. Представители же АвтоВАЗа заверили премьера, что через год-два в Тольятти будет создан современный автомобильный кластер, а «классика» — это временная мера выхода из кризиса.
Иллюстрация: Эксперт Online
АвтоВАЗ наращивает производство опережающими темпами, а премьер
Владимир Путин им недоволен. Суть претензий — львиная доля денег от программы утилизации автомобилей досталась
АвтоВАЗу, а вместо того, чтобы полученные ресурсы пустить на модернизацию, он гонит на конвейере давно устаревшую «классику».
Напомним, что в конце июня досрочно закончился первый этап программы утилизации, по состоянию на 21 июня все 200 тыс. заявок на автомобили по программе утилизации выданы. Из них 161 тыс. машин пришлись на автомобили Lada (порядка 90% проданных автомобилей — ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106). Благодаря программе утилизации второй квартал 2010 года АвтоВАЗ закончил с прибылью, она составила 1 млрд рублей по РСБУ. До этого с начала кризиса компания получала крупные убытки. Так, в 2009 году убыток составлял 49,2 млрд рублей.
«Те мероприятия, та помощь правительства, которая была оказана АвтоВАЗу, и та программа, которая была разработана вместе с акционерами и правительством, дают свои результаты. Мы вышли на положительные результаты и увеличили продажи в основном и благодаря программе утилизации. Объем продаж увеличился во втором квартале в два раза по сравнению с первым кварталом. Именно эти мероприятия и позволили выйти на положительную прибыль и на позитивные результаты нашей работы», — сообщил глава АвтоВАЗа
Игорь Комаров во вторник на встрече с Путиным.
Премьер в ответ на эту восторженную речь предостерег: «Как бы не случилось так, что этот успех, связанный с государственной программой поддержки через утилизацию старых машин, не отодвинул на второй план то, ради чего все это делается, а именно саму модернизацию предприятия». Он отметил, что так называемая классика — испытанные, но уже устаревшие модели, которые нужно менять, а не производить в рекордных объемах.
По словам Комарова, производство «классики» не было самоцелью, а нужно было лишь для того, чтобы «накопить жирок», подготовить почву для модернизации, и уже в ближайшем будущем вся страна увидит в Тольятти не просто современный завод, а новый автомобильный кластер, который предложит рынку современные и недорогие модели автомобилей на базе как «Лады», так и «Рено».
Так, в начале 2012 года с конвейера сойдет бюджетный автомобиль на платформе Lada Kalina, который заменит устаревшие семейства Lada 2105/2107 и Lada Samara, а также два автомобиля на платформе В0 («Рено»). Это универсал повышенной вместимости Lada R90 и легкий коммерческий автомобиль Lada F90 (оба названия коммерческие).
В настоящее время на платформе B0 выпускаются несколько моделей. Это Logan с кузовом седан, универсал Logan MPV и хэтчбек Sandero под брендами Renault и Dacia. А Nissan продает Logan в Мексике под названием Aprio и строит на этой же платформе более дорогие модели Note и Tiida.
Рестайлинговая
«Калина» будет оснащена импортными комплектующими, а сам АвтоВАЗ к этому времени запустит новое производственное оборудование. Например, не далее как завтра состоится запуск уникальной автоматической прессовой линии Komatsu. «Пока ни на одном из заводов России нет подобного современного и производительного оборудования. Включение нового оборудования проведут японские специалисты компаний Komatsu и Fuji Technica», — сообщили «Эксперту Online» в пресс-службе АвтоВАЗа.
Эксперты верят, что АвтоВАЗ может измениться, но только если новые модели будут производиться на базе импортной платформы и с импортными комплектующими. «Рестайлинг “Калины” с импортными комплектующими — это хорошо, повысит ее качество и надежность, — говорит директор по развитию бизнеса Auto-Dealer.ru
Олег Дацкив. — Но платформа и кузов будут те же. А цена не меньше, а возможно, и выше. В данном ценовом сегменте есть более достойные предложения». Даже традиционно дорогой Volkswagen начал выпуск российского Polo, который будет стоить от 399 тыс. рублей. «Лада Калина» стоит сегодня на 100 тыс. дешевле. В то же время модели на базе В0, по мнению Дацкива, обречены на успех и смогут масштабно изменить облик АвтоВАЗа и выпускаемой им продукции.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»
Дмитрий Баранов предупреждает: любые изменения не бывают мгновенными, поэтому кардинальных изменений на АвтоВАЗе стоит ждать скорее в ближайшие год-два. Он советует не преувеличивать значение «классики» для завода. «Так, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ, продажи моделей 2105/2107 в первом полугодии составили 51 367 штук, и это лишь второй показатель после Lada Priora с 59 960 проданными автомобилями», — отмечает эксперт.
Похоже, что тюнинг отечественных авто в промышленных масштабах так и не предвидится...