Следующая остановка — будущее: в России появятся законы о беспилотном транспорте
К 2018 году в стране должны появиться нормативные акты, регулирующие работу роботизированного пассажирского транспорта, и работающие в любую погоду автобусы без водителя
Планы по развитию таких машин заложены в проект "Специальные рынки: роботизированные пассажирские перевозки", который реализуется в рамках дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы. Кроме того, на создание беспилотного пассажирского транспорта будет выделен грант в размере 200 млн рублей. Такое решение принято на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию.
"Матрешка" из Волжского
Максим Григорьев/ТАСС
Разработкой технологии беспилотных перевозок и испытаниями в разных климатических условиях займется группа компаний "Бакулин моторс групп" (торговая марка "Волгабас"). Этот производитель автобусов из Волжского уже представил в 2015 году совместную разработку со "Сколково" — роботизированную платформу "Матрешка", которая может самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке и передвигаться по заложенному маршруту. На крыше у мини-автобуса стоят видеокамеры, которые обеспечивают получение информации, далее через основной блок — так называемую видеокарту — идет ее обработка, затем сигналы поступают в электронику нижнего уровня. По бокам автомобиля находятся звуковые сонары, которые позволяют обеспечивать безопасность движения.
Особенностью платформы является ее модульность — за несколько минут на "Матрешку" можно установить кузов для перевозки груза, пассажирский салон или коммунальное навесное оборудование. Роботизированный автобус уже проходит испытание в Олимпийском парке Сочи, а весной отправится на тестирование в "Сколково". Директор компании "Бакулин моторс групп" Алексей Бакулин в интервью ТАСС рассказывал, что "Матрешкой" заинтересовалось и руководство московской ВДНХ, и татарстанский Иннополис.
По словам Бакулина, в настоящий момент "Матрешка" может двигаться со скоростью около 30 км/ч на расстоянии до 130 км. В движение машину приводят электродвигатели. Уже сейчас автобус может остановиться перед неожиданно выбежавшим на дорогу человеком или животным. В настоящий момент проходит "адаптация" "Матрешки" к поездкам в темное время суток и по заснеженной дороге. "Все остальные задачи практически решены на скорости до 30 км/ч", — рассказал Бакулин. Для окончательной доводки "Матрешки" будут использованы грантовые средства, а также собственные ресурсы "Волгабаса". Однако основная проблема, мешающая "Матрешкам" потеснить автобусы с водителями, не техническая, а нормативная. Сейчас в России отсутствуют законы, регулирующие движение беспилотников. Именно их отсутствие Бакулин считает главной помехой развития беспилотного транспорта в России.
В настоящий момент в мире уже действует минимум один маршрут наземного городского общественного транспорта, работающего без водителя: в Париже между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлиц по полуторакилометровому маршруту ходят два 12-местных автобуса Easymile EZ10. Правда, ездят они только по выделенной полосе, на которую не имеют право сворачивать другие автомобили. Такие же автобусы работали и на территории Швейцарского федерального института технологий в Лозанне — там шесть электромобилей тестировались на трассе протяженностью 2,5 км в 2015 году. Автобусы ходили по расписанию с 8 утра до 8 вечера. В рамках программы CityMobil2 беспилотные автобусы работают в греческом городе Трикала. В 2016 году беспилотный автобус (все тот же французский Easymile) ходил в Объединенных Арабских Эмиратах — по 700-метровому участку между Дубайской оперой и отелем Vida Downtown. Эксперимент был признан успешным, и дубайское управление дорог и транспорта в настоящий момент планирует запустить беспилотные автобусы как отдельный вид городского транспорта.
В то же время в некоторых штатах Америки беспилотный транспорт, напротив, выгоняют с дорог. В декабре 2016 года компания Uber запустила в Сан-Франциско такси, в котором водитель выполняет в основном "декоративную" функцию. Кроссовер Volvo XC 90, оснащенный функцией автопилота, должен был работать на улицах города, а водитель обязан подключаться только в экстренной ситуации. Однако власти штата Калифорния заявили, что использование таких авто в качестве такси запрещено. В результате стороны сошлись на том, что автомобили могут работать, но при условии, что система автопилота будет выключена, а водитель будет постоянно следить за дорожной обстановкой и держать обе руки на руле. В то же время в Питтсбурге вышеупомянутый Uber успешно тестирует беспилотники на базе Ford Fiesta.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ekonomika/4010067