Ну поверхность всегда будет подавать обратное взаимодействие весу до предела жесткости и упругость.
Но телегу-то мы таки поставили перед кобылой иначе б не ушли от темы обратного ускорения, в природе торможения. Так вот, возвращаюсь к холиварному посту Тима, я к тому, что при спуске только свободный ускоряющийся спуск не будет влиять на работу двигателя явно. При таком движении обороты могут медленно расти за счет раскручивающегося механизма привод-двигатель. При равномерном спуске торможение двигателем даст наиболее высокий показатель работы, а торможение тормозной системой приведет к минимальной работе близкой к ХХ. В этих случаях работа двигателя будет идти: 1. уменьшении трения в приводном механизме, следствие сведение на 0 всех взаимодействий. 2. увеличении трения в приводном механизме, поддержка взаимодействия противоположному по направлению спуска.
Расчет таки начинается всегда с подсчетов всех возможных взаимодействий и направлений, а потом уже результирующую
Насколько я помню, работа - это сила * расстояние?. Нас интересует работа, произведенная, например, двигателем при торможении им? ОК, давайте считать.
У нас есть некий склон в Х градусов. Сила, которая катит автомобиль вниз по этому склону есть проекция силы тяжести на этот самый склон. Величину силы тяжести, действующей на автомобиль, мы легко рассчитаем, зная его массу. Величину проекции, зная угол склона, тоже рассчитать легко. Так как автомобиль (по нашему предположению) вниз катится равномерно, то сила, противодействующая этой "скатывающей проекции" должна быть равна ей по величине и направлена в противоположную сторону. Таким образом мы знаем величину этой силы, ну и знаем расстояние, которое автомобиль прошел по склону. Отсюда - знаем работу.
При этом суммарная работа, совершенная силами, противодействующими скатыванию, не зависит от их природы, хотя бы потому, что мы эту работу смогли рассчитать, не прибегая к знаниям о характере сил торможения. Она (работа) останется неизменной, вне зависимоти от того, чем мы тормозим: двигателем, тормозной системой или их комбинацией. Это потому, что приложенная сила в любом случае должна быть равна по величине той "скатывающей проекции" силы тяжести, которая постоянна и не зависит от способа торможения. Понятно, что если мы на тормоз давим сильно, то работа, совершенная двигателем уменьшается, а если не давим вообще, то всю работу совешает именно двигатель.
Предположим, что мы умудряемся тормозить только двигателем. Вот почему он тормозит, я в деталях описать не могу, ибо представляю себе это достаточно смутно. Могу только утверждать, что расход топлива в этом случае (при отпущенной педали газа) не превысит расход топлива на ХХ. Хотя бы потому, что правильная система питания на "принудительном холостом ходу" (а это как раз наш случай) должна перекрывать подачу топлива.
Вот.