Мои предположения с моей, вполне шкурной позиции:
1. После вступления в силу этого закона (и проведения соотв реформы со стороны минобрнауки), я, как родитель, вынужден буду платить больше за то же количество учебных часов, при том же качестве.
2. У меня появится возможность отказаться от каких-то занятий для ребенка. Но потратить это время с пользой он вряд ли сможет (ожидание в коридоре "полезного" предмета вряд ли пойдет ему на пользу.
Итого, данный закон ухудшает мое текущее положение, не предлагая ничего взамен.
Не правильно понимаете. Сейчас предусмотрено 4 вида государственных учебных заведений, если говорить о начальной школе.
1. Общеобразовательная школа. В ней действуют обычные программы обучения. Тот самый минимум. Данные школы обязаны принимать всех детишек по месту жительства и, если есть места, то и не по месту.
2. Гимназия. Здесь гимназический курс, который включает в себя дополнительные предметы и расширенные курсы по основным. Гимназии имеют право проводить отбор учеников, но при этом определенную часть мест они отдают для набора по месту жительства под общеобразовательные классы.
3. Спецшколы. Спецкурсы по определенным предметам. Жесткий отбор, в общем все как в СССР.
4. Школы городского подчинения, экспериментальные школы, этнические, образовательные центры и т.д. Их совсем мало, так что о них подробно говорить не будем.
Так вот. Ни одна из этих школ не получает права взимать плату за стандартный для своего статуса курс обучения. Гимназия не становится платной, муниципалка не становится тем более.
За что в настоящее время берется плата? За дополнительные занятия. Общеобразовательные школы берут за "апгрейд" до гимназии (обычно организуется отдельный гимназический класс), гимназии - за дополнительные предметы СВЕРХ имеющегося гимназического курса (как правило дополнительный язык или еще что-то, на что хватило фантазии). В спецшколах как правило дети и так перегружены и там уже некуда расширять обучение. Все эти предметы либо факультативные, либо отделены от общей программы на уровне классов.
Как берется плата:
По ныне действующему закону, образовательные учреждения не вправе брать деньги напрямую с родителей. Поэтому при школах организуются различные благотворительные общества или фонды, куда родители типа в добровольном порядке вносят оговоренные на словах суммы. В связи с этим возникает куча проблем и непониманий. С одной стороны школа находится в подвешенном состоянии, ибо случаев, когда родители просто перестают платить и делают круглые непонимающие глаза очень много. А расходы по оплате этого допобучения школа продолжает нести в полном объеме.
С другой, школа не несет никаких зафиксированных на бумаге обязательств по предоставлению этих допуслуг. Ситуация идиотская, от которой страдают все.
Что предлагается:
Убрать прокладки из фондов и обществ. Что это означает на практике? Школа по существующему законодательству будет обязана прежде чем получить хоть копейку заключить договор с родителями на предоставление услуг. Дальше уже совсем просто. ГК, ЗоЗПП и прочие красивости начинают действовать по полной программе.
Вот хоть убейте меня, не понимаю, чем это ухудшает ситуацию. На мой взгляд только улучшает.
Конечно, меня как и всех родителей, как я уже писал выше очень сильно беспокоит как этот закон будет практически применяться. Ибо у нас часто даже самые прекрасные вещи доводят до абсурда, но об этом мы узнаем только в следующем году. Пока я оцениваю эти нововведения очень положительно.