boor, я читал про эти экспедиции. Собственно эти чтивы меня и спровоцировали предпринять аналогичные попытки. Я также с понтами назвал свою экспедицию "Гималайское кольцо 2009", но нигде не нашел единомышленников и поехал один.
В Вашей ссылке на беседу с Сергеем Линьковым речь идет об экспедиции Алтай-Гималаи 2004. Фотоматериалы по этой экспедиции в начале этого года опубликованы А.А. Трушниковым. Если интересно, то сюда в ФБ:
http://www.facebook.com/media/set/?set=oa.324798454232297&type=1
Проанализирую вопрос подготовки автомобиля к длительным экспедициям.
Если оставить за бортом вопрос выбора автомобиля. Я свой, очевидно неправильный, выбор сделал-subaru outback. То что мне можно взять полезного из этой беседы?
1. Подготовка рейдовой машины начинается с электрики. Проводка выполнена проводами в тефлоновой изоляции, стойкой к стиранию. Это тоже специфическая вещь, в рейдовых автомобилях это также не делается. В рейдовых машинах ведь нет обшивки, поэтому все провода видны. То есть, если провод протерся или замкнул, просто дотягиваешься, вырезаешь кусок, ставишь новый. Здесь это сделать проблематично. Надо снимать обшивку, утеплители. Поэтому, когда мы делали электрику, мы проложили провода не в пластиковой гофре, а в специальном тефлоновом чулке. Все провода в тефлоне! Это конечно стоило нереальных денег, но мы тупо всю проводку проложили в этих чулках, поэтому за все время экспедиции мы не имели проблем с проводкой. У нас не перетерся ни один провод, не разомкнулся ни один контакт. Кстати сказать, мы в этом автомобиле до сих пор не имеем никаких проблем с электрикой.
Не берусь коментировать.
2. Что касается подвески, то мы с самого начала понадеялись на опыт трофистов. Позже я убедился, что трофисты которые давали мне советы ничего не понимают ни в экспедиционных автомобилях, ни в их постройке, ни в управлении ими. Да, гараж рейдовый, но мы строили не рейдовую машину, а экспедиционную, и к тому же стояла задача минимизации расходов. Правильная рейдовая подвеска стоит порядка 20 000 долларов, трофическая - 800. Принципиальная разница. Поставили пружины и амортизаторы OME.(Old Man Emu, Австралия, прим. Ред) За время экспедиции элементы подвески, были замены 4 раза, это не могло не расстроить.
Очень больной вопрос для форестера 2007 года с самовыравнивающимися амортизаторами. Решить его на форестере я с 2009 г. не смог. Я об этом много писал. Все возможные (устанавливаемые) подвески рассчитаны для спортивного использования и как правило занижают дорожный просвет, которого и так не хватает. Вариант со старыми пружинами и каябой был установлен в Алма-Ате перед въездом в Китай - 4 раза не менял. Сейчас 2012 г. проблема не решена, но подвеска еще та, установленная в 2009 г. в Алма-Ате.
Как усиливать в аутбеке и нужно ли этим заниматься? С 2008 г. на форестеры (и аутбеки) устанавливается конструктивно другая подвеска. Никто пока не сказал ничего плохого, хотя во всех сервисах спрашиваю.
3. У Вас, стояла резина ProComp XT? Я от нее отказался. Не потому что это плохая резина, она мне наоборот очень понравилась за исключением одного недостатка - она в грязи и глине быстро замылиывается и совершенно не едет назад, поскольку направленная. Вместо нее установлены BF Goodrich MT, именно из экспедиционных соображений. Из 6 шин ProComp. 2 вышли из строя, после чего осталось 4 шины без "запасок". ProComp XT в экспедиции было купить невозможно. Не заказывать же ее в Китай из Москвы! А BF Goodrich мы купили в Алма-Ате, "убили" по дороге колесо, докупили аналогичное в Лхасе без проблем. Эту резину можно купить везде. Нужный размер всегда можно найти в наличии.
Все правильно. У них было 2 кольца: по Монголии и по Китаю. В Монголии пишут про направления, а не про дороги. Нужно давать понятие термину экспедиционный автомобиль и классифицировать экспедиции, как в джип-триале по проходимости трасс.
В Китае у меня была одна запаска и все штатное - Йокогамма с пробегом 50 тыс. Китаец-гид до поездки заверил, что резины в Китае как грязи. Я предполагал ее добить и заменить в дороге. Вероятно, в Китае есть любая резина, но колеса стали спускать в Тибете. Там мой размер не продавался. Божья помощь заключалась в том, что я всегда успевал добраться до шиномонтажа до проблем со следующим колесом. Это был самый стремный момент, но вулканизация и установка камер позволии вернуться не без Божьей помощи в Алма-Ату и заменить 3 колеса на однотипные - больше у них не было.
4. К вопросу о запчастях - у Вас есть статистика отказов и поломок в экспедиции по этому автомобилю?
Есть, но она укладывается в одно предложение. Не сломалось ничего, кроме подвески. Мелкие поломки были - отвалилась трубка кондиционера, просто сломалась от вибрации. Но мы трубки переделали, когда вернулись в Алма-Ату. Я, до того как стать адвокатом, вообще-то был сварщиком, проработал 7 лет на заводе. Мы просто нарастили трубку, приклепали к ней резиновый шланг, чтобы снять вибрацию. И еще несколько раз мы теряли ремень кондиционера.
Еще у нас было падение в яму в Монголии, в результате чего была сломана рулевая сошка. Яма была глубиной около полутора метров и размером как раз с автомобиль, прямо посреди дороги, поэтому, мы как ехали, так прямо в нее и упали. Странно, что вообще ничего не повредили, кроме этой сошки.
Говоря о статистике отказов, надо понимать, что эту машину мы купили с пробегом 24000 км. После покупки мы поменяли по кругу все резиновые изделия и все сальники, включая даже уплотнители дверей. Более того, мы сначала поставили полиуретановые втулки, а потом, в Улан-Баторе, поменяли все втулки на родные. Они оказались гораздо более живучими, чем спортивные полиуретановые.
Мой форестер вошел в Китай с пробегом в 50 тыс. Ничего не отказало (колеса не в счет - сам дурак). В Алма-Ате ходовую часть полностью разобрали, запаяли бензобак и все затем отрегулировали. Заменили пыльник рулевой тяги - был порван камнем. И все. Сама рулевая тяга (видно много пыли в Китае набрала без пыльника) потом была заменена в Москве по гарантии.
5. Кстати, а на каком автомобиле Вы выступали в рейдах?
Мой комментарий: До этого момента в беседе речь шла о подготовке к экспедиции, а сейчас перешли к ралли рейдам. К очень важному вопросу однозначного понимания терминологии.
Pajero. Мицубиси это другая история. По моему мнению, Тойота Лэнд Круизер вообще не приспособлена для такого спорта как ралли рейды.( не считая прототипов у которых от тойтоты только шильдик). И, кто бы ни пытался сделать из Тойоты конкурентно способный спортивный автомобиль, ему это не удалось: ни Гире, ни французам, никому. Я глубоко убежден, что Сережа (Гиря) выигрывал соревнования исключительно благодаря своему таланту гонщика, а не конструкции автомобиля.
Для меня очень полезная информация, так как до сих пор мне заливали уши про однозначную необходимость покупки крузака. 3 лимона очень круто. Опять у меня сомнения. Что, надо было брать паджеру спорт? Читаю дальше:
Для гонок, скоростной езды, маневренности, особенно короткая Pajero - да, это суперавтомобиль, но что-то на нее грузить, тащить, ползти по лесу - это не для нее. То, что Тойота не ломается и может проехать под 1 000 000 км - это факт, Паджера - 200-300 тысяч километров максимум. И надежность у Pajero существенно ниже - постоянные мелкие проблемы.
Нет, все сомнения прочь. Для экспедиций самого легкого класса (без езды через пески пустыни Гоби) только Subaru Outback и точка.
6. А что Вы сейчас планируете сделать с пружинами и амортизаторами?
Это история уже более интересная. Мы, конечно, строим практически рейдовую подвеску, навиваем сами пружины, будем ставить другие стабилизаторы поперечной устойчивости. Амортизаторы мы решили оставить стандартные, пока же на машине стоит Ironman.
А родные тойотовские амортизаторы?
Они очень мягкие. Супернадежные, но очень мягкие для этой машины. У нас будет мягкой подвеска даже с 8 родными амортизаторами. Поэтому мы пока остановились на Ironman, так как они более жесткие, потом мы закажем специальные амортизаторы, но с параметрами стандартных, и рассчитывать пружины мы будем именно под стандартные амортизаторы. Тут вопрос не в надежности, а в сохранении стандартной базы - если оторвать амортизатор, то в любом магазине я куплю амортизатор от обычной 80ки и поставлю его. Мы даже не предусматривали место крепления выносных бачков, так как в экспедиции нет нагрузок, для которых подобные амортизаторы могут потребоваться.
Без коментария. Про подвеску я писал. Пружины навивать не умею. Да и где гарантия, что навью лучше чем в Японии. Это из разряда фантастики - пока кто-то не поставит на поток.
7. А при длительном движении по грейдеру, амортизаторы не перегреваются?
Я проверял. У нас были перегоны по пустыне Гоби, там вообще дорог нет, мы каждые 2 часа измеряли температуру амортизаторов специальным градусником. Ничего не кипело.
У вас всю дорогу стояли амортизаторы OME?
Да, но они, конечно, были разные, даже LTR стояли. На одном небольшом отрезке пути стояли стандартные тойотовские амортизаторы. У нас кончился запас ОМЕшных амортизаторов, и мы в Китае купили стандартные, и машина стала очень валкая. А в Монголии мне пришлось даже прилетать специально из Улан-Батора в Москву на выходные для покупки дополнительного комплекта амортизаторов, так что к бюджету на подвеску можно добавить еще 1500 долларов на авиабилет первым классом туда и обратно. Говоря об амортизаторах не надо забывать, что это еще и вопрос бюджета. Хотя если бы у меня была возможность нормального обслуживания как в ралли рейдах - я бы поставил рейдовую подвеску и не парился. Очень тяжело возить с собой необходимый для рейдовой машины комплект запчастей.
Мы возили с собой комплект пружин и 2 комплекта амортизаторов. Это не столько лишний вес, сколько неэффективное использование пространства - пружины занимают большой объем.. Вообще, у нас было много груза, в том числе и запчасти и необходимое оборудование для ремонта в пустыне. Конечно, почти ничего из этого списка не понадобилось.
Да, жуть. Лишний раз похвалю неубиваемость каябы на форестере. Вопрос: какую поставить каябу на самовыравнивающуюся подвеску Outback? В смысле взять в запчасть или японцы исправили предыдущий дефект?
8. В экспедиции вместе с Вами участвовали автомобили и других марок - Land Rover, Мицубиси. С какими проблемами столкнулись они?
У Мицубиси проблем не было, машина была новая, а Дефендер , как я успел заметить сам по себе был одной большой проблемой. Поломки, начавшиеся уже на старте, сопровождали нас всю дорогу. Я уже даже и не помню, сколько в сумме полуосей поменял Сан Саныч (Трушников). В Алма-Ате ремонт занял несколько дней, в машине , по моему, менялось все по кругу. Причем всплывали совершенно неожиданные вещи, которые, оказывается, на Land Rover считаются расходным материалом. Например, полуоси, ступицы.
Чтобы не обижать Сан Саныча, который прочитает данный текст, воздержусь. Это в продолжение нашей с ним дискуссии на тему выбор между грузовиком и легковым автомобилем Subaru? Я просто не в состоянии менять ступицы, даже на жигулях.
9. Не могли бы Вы дать рекомендации не для "эксклюзивной", а, скажем так, для массовой подготовки?
Если уже не говорить про подвеску, необходимо поставить дополнительный ходовой свет, причем максимальное количество приборов, которое возможно при заданном бюджете. В экспедиции фары постоянно загрязняются, и света не хватает.
Далее - шноркель, вывод сапунов, и защита, конечно. Как бы аккуратно вы не ехали - обязательно что-нибудь поймаете. Лучше использовать дюралюминий.
Лебедка, конечно, также желательна, впрочем я ей редко пользуюсь, собственно говоря всего один раз и пользовался, предпочитаю не "засаживаться".
Вот это тот минимальный набор, который должен быть в экспедиции.
Все логично и правильно. Свет я поставил на крышу. В Астане меня арестовали за изменение конструкции автомобиля, неотраженное в ПТС. Не будь у меня выручалочки, не знаю что было бы дальше - испугались и отпустили. Свет размонтировал и убрал в салон. В Китае пользовался, но (плохой всего-то 2 фары) не вижу острой необходимости. Ксенона форестера вполне досточно. А дальний? В Китае все ездят только с дальним и не понимают, что есть еще и ближний. Но это уход от поднятой темы. Как ездят в Китае заслуживает рассмотрения в отдельной теме. В целом (дальнобойщики) ездят хорошо.
Шноркель? Вообще не понимаю о чем разговор. Какие броды? Даже если поискать брод, то зачем туда ехать в 10 тыс. км от дома?
Вывод сапунов? Не понимаю.
Защита. Поставил защиту на картер, АКПП и редуктор. В аутбеке слабым местом является бензобак. Более того, он более доступен, чем у форестера. Таких защит никто не делает. Да и как делать неочевидно, так как посередине фигурная выхлопная система.
Лебедка тоже отлично, но нужен якорь, так как деревьев нет. Скорее всего я не в курсе этих технологий, но такое место где нужна лебедка нужно еще хорошо поискать. Возможно в 2009 г. я не ставил задачу их поиска или не попадал в сезон мусонных дождей. Тогда мне не удалось установить на форестер лебедку и я не покупал переносную.
10. По связи. Мы поставили всеволновую радиостанцию, Только для этого надо иметь соответствующее разрешение. У меня радиолюбительское разрешение.
Уже купил КВ радиостанцию на 27 Мгц. Сейчас разрешение в России не требуется.
11. А зачем нужны носимые всеволновые станции?
Мы с собой возим два так называемых "тревожных рюкзачка". В них сухая обувь, сухая одежда, сухое белье, фонарики, GPS, мобильный телефон, рация и деньги. Они "живут" наверху. Если машина утонула и умерла - открываешь багажник, берешь рюкзак и идешь дальше пешком. Мы, безусловно понимаем, что возможны ситуации, когда единственным выходом будет бросить машину.
Нет слов. Первое, это экспедиция другого класса (езда без дорог в безлюдной местности). Второе, по условиям временного ввоза автомобиль нельзя бросить и его необходимо вывезти - я об этом писал.
12. У нас была ситуация, когда один Дефендер, который должен был присоединиться к нам на китайском этапе, перевернулся по дороге в Алма-Ату, "под списание". Мы скинулись и арендовали для ребят одну машину в Китае.
Я знал про эту историю, которая явилась вторым главным аргументом при выборе в пользу субары.
Привел свой анализ рекомендованной к изучению беседы с Сергеем Линьковым с целью своей подготовки. Что-то возможно не до конца понял и упустил. Про доработки мотора, изменение сапунов картеров и тормозной системы специально упустил в комментариях, так как это не для смертных.
Я все-таки полагаю, что путешествие по дорогам и езда по бездорожью, включая участие в технических видах спорта сильно отличаются.
Какой совет дадите форумчане по подготовке аутбека к экспедиции. Совет, что ехать нельзя на легковых машинах в данной теме и в других местах я уже получал. Могу и не поехать или поехать в другие места. Все будет зависеть от возможностей-обстоятельств.