В тему:
Ложные призы
Арсенал «мобильных преступников» не увеличивается, однако все больше россиян становятся жертвами мошенников
Недавно исполнительному директору Ассоциации менеджеров России Сергею Литовченко позвонили из банка, услугами которого он пользуется, и сообщили: он выиграл поездку на море на четверых. «Я сразу решил, что это мошенничество, — рассказывает Сергей на экспертном совете проекта “Мобильная грамотность”, — и попросил звонившего повторить сообщение в письменном виде». К удивлению Литовченко, письмо пришло. Тогда он позвонил в службу безопасности банка и попросил разобраться с хамоватыми мошенниками. И вскоре получил ответ: он действительно выиграл эту поездку.
Таких бдительных граждан, как Литовченко, среди нас единицы, выяснилось на прошедшем в начале апреля в Москве экспертном совете проекта «Мобильная грамотность». По данным инициатора проекта компании «ВымпелКом», лишь 1,5% от общего количества обращений в call-центры этого оператора связано с телефонным мошенничеством. Опрос, проведенный агентством маркетинговых исследований Bojole, показал, что жертвами «мобильных» мошенников стали 7% владельцев сотовых телефонов, то есть около 9,5 млн человек. Но на самом деле пострадавших еще больше, убежден заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ Сергей Ениколопов: «Большая часть обманутых скрывают это, особенно если потери небольшие. А ведь люди могут становиться жертвами мошенников неоднократно».
Принципиально новых уловок у преступников не появляется, считают в компаниях — операторах мобильной связи МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон», в которые обратилась «Пятница». «Чаще всего абоненты обращаются с жалобами на телефонные звонки якобы от родственников, попавших в беду и нуждающихся в крупных суммах для взятки, — говорит директор по безопасности “ВымпелКома” Константин Литвиненко. — Также у мошенников популярны sms-просьбы пополнить счет и поздравления с выигрышем мобильного телефона, для получения которого нужно прислать код карты экспресс-оплаты».
По словам представителей МТС и «Вымпелкома», они и без дополнительных законов проверяют подозрительные номера
Однако россияне не только чаще европейцев попадаются в ловушки мошенников, но и число таких жертв растет, говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам управления «К» МВД Федор Куц. И сложность не только в том, что уличить мошенников сложно. Казалось бы, эту проблему можно решить ужесточением законодательства, как в Великобритании, где операторов обязали сообщать в правоохранительные органы о жалобах на номера, с которых поступают подозрительные звонки или sms. Но, по словам представителей МТС и «ВымпелКома», они и без дополнительных законов проверяют подозрительные номера, блокируют, если могут, и сообщают о них в милицию. Директор по безопасности «ВымпелКома» Константин Литвиненко убежден, что изменение законов вовсе не решает проблему: «В Великобритании ввели закон об уголовной ответственности за перепрошивку украденных телефонов, тем не менее она занимает первое место по числу краж мобильных».
Зато регулярное информирование — с помощью СМИ или sms-рассылки — точно повышает бдительность абонентов. Куц рассказал историю недавно обратившейся в милицию женщины, которая начала было собирать деньги после звонка «сына». Тот сообщил с незнакомого номера, что сбил пешехода и теперь милиционерам срочно нужно дать взятку в 30 тысяч долларов. Во время судорожных звонков друзьям и родственникам женщина вдруг вспомнила, что только вчера видела телесюжет о подобном мошенничестве и обсуждала его с подругой. Она решила на всякий случай последовать простой рекомендации милиционеров: спросить «сына», где у них дача. Больше мошенник ей не звонил.
«Публикации СМИ и разъяснительная работа, организованная в свое время операторами сотовой связи, дали результат, — сообщил “Пятнице” советник гендиректора “МегаФон-Москва” Роман Проколов. — Количество обращений абонентов, связанных со случаями мошенничества, по крайней мере в нашей сети, сократилось и теперь ничтожно мало». Но один раз сказать мало, уверен психолог Ениколопов. Повторять простейшие рекомендации вроде «Не верьте на слово неизвестным» и «Не спешите сделать то, что просят незнакомцы» — по мнению психолога, помочь потенциальным жертвам мошенников можно лишь такими, казалось бы, «детскими» методами.
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/04/11/12158