Forester Subaru - Marco Bulacia - Dakar 2011

mechtatel

Лесник
21 Сен 2009
1,018
483
0
48
Москва
а что за потроха у этой лады?
Lada Samara T3.
Эту машину построили во Франции по желанию (и за деньги) импортера вазовских автомобилей Жана-Жака Пока. Владелец фирмы «Lada-Poch» был серьезно «сдвинут» на почве тольяттинских автомобилей и вкладывал огромные деньги в собственную спортивную программу.
В 1989 году команда Lada Poch пропустила все значительные соревнования — шла постройка и усиленная подготовка новейшего «оружия», которое получило имя Lada Samara T3. Французы вложили в этот проект, ни много, ни мало, 25 миллионов франков, впрочем, часть из этих денег, вроде бы, дал наш Автоэкспорт…
Итак, после того, как у Пока родилась идея создания нового прототипа, ему нужно было заручиться чьей-то поддержкой. И он нашел лучшего из лучших — выходец из команды Lada Poch Жаки Икс «хлопнув дверью» ушел из заводской рейдовой команды Peugeot. Ушел, унося в голове все наработки французов и, что тоже очень даже пригодилось, имея отличные связи с компанией Porsche.
Немцы без проблем согласились предоставить свою техническую начинку — в результате Самара получила систему полного привода и подвеску от легендарного Porsche 959, а атмосферный шестицилиндровый двигатель объемом 3.6 литра от Porsche Carrera 4.
Заказ на создание автомобиля был отдан двум французским инжиниринговым компаниям Oreca и Sera CD. Получившийся в итоге автомобиль лишь внешне напоминал вазовскую «восьмерку». Впрочем, это полностью соответствовало требованиям группы Т3.
От стандартной машины на рейдовую перекочевали (загибайте пальцы): лобовое стекло, фары, задние фонари, дверные ручки («цельнотянутые» в свое время с того же Porsche 924) и… эмблема на фальшрадиаторной решетке!
Кузов представлял собой трубчатую пространственную раму, на которую навешивались агрегаты и углепластиковые наружные кузовные панели.
Бензобаков на машине было установлено целых пять штук — на 150 литров за сиденьями экипажа, два по 60 литров под сиденьями и еще один шестидесятилитровый находился в передней части автомобиля.
Дебют новинки состоялся сразу на крупнейшем марафоне — первым стартом стал «Париж-Дакар» 1990 года. Команда стартовала тремя экипажами — основными «забойщиками» должны были стать экс-пилоты «Формулы-1» Патрик Тамбэ и Жаки Икс, а поддержку им должен был оказывать Жером Ривьер. Однако двигатель Porsche на машине Тамбэ умер еще во время пролога и трио превратилось в дуэт.
Тем не менее, первый блин не стал комом — Икс финишировал в гонке седьмым, а Ривьер одиннадцатым. При этом на 17 спецучастке бельгиец и француз одержали двойную победу!
Вслед за «Дакаром» команда Lada Poch отправилась штурмовать трассу ралли Тунис. Причем в ее составе появились советские гонщики! Место Жерома Ривьера занял многократный чемпион СССР по ралли Эугениюс Тумалявичюс, которому ассистировал штурман Сергей Дадвани.
И наши ребята сходу показали себя, выиграв первый же спецучасток ралли! В свою очередь их товарищ по команде Жаки Икс стал лучшим на прологе, а затем выиграл третий СУ. Но, тем не менее, бельгиец закончил гонку только третьим, пропустив вперед еще одного пилота Lada Poch Патрика Тамбэ и победившего в итоге Пьера Лартига (Mitsubishi).
Экипаж Тумалявичюс/Дадвани закончил гонку на почетном для дебютантов четвертом месте. Кстати, именно советский экипаж выполнял роль «экипажа поддержки» — эдакой «сверхбыстрой технички» для двух других машин.
Третьим стартом для нового автомобиля в дебютном сезоне стало ралли Фараонов. Здесь команда Lada Poch встретилась лицом к лицу с армадой Citroen, куда уже успели переманить Жаки Икса. Место бельгийца в команде занял Юбер Ориоль. Интересно, пожалел ли Жаки о своем решении, ведь Ориоль сумел одержать победу, Тамбэ занял второе место, а Икс финишировал лишь четвертым, сумев оставить позади лишь показавшего пятый результат Жерома Ривьера.
Новый 1991 год команда Lada Poch в очередной раз «отмечала» стартом в ралли-рейде «Париж-Дакар». И вновь — три экипажа: Ориоль, Тамбэ и Ривьер. Лады ехали быстро, но не смогли избежать технических проблем. У выигравшего несколько спецучастков Юбера Ориоля сломалась подвеска и он был вынужден ждать приезда «тяжелой технички». У Патрика Тамбэ отвалилось колесо и он также потерял время на ремонт.
А Жерома Ривьера дисквалифицировали. Результаты «Дакара-91» оказались следующими — пятое место занял Ориоль и седьмое Тамбэ. С учетом того, что против «частной» команды Жана-Жака Пока выступал мощнейший «заводской» коллектив Citroen, такое положение в итоговом списке можно назвать успехом.
В Советском Союзе в девяносто первом творилось сами знаете что, поэтому Автоэкспорт прекратил оказывать свою поддержку команде. В результате Поку пришлось отказаться от услуг Тамбэ и Ривьера, оставив только Ориоля. Место же второго пилота получил приведший своих спонсоров Сальвадор Сервиа. Машины перекрасили в синий цвет и испанец вместе с многоопытным Юбером Ориолем продолжили выступать в рейдах за рулем Самар.
В таком составе они проехали испанское ралли Баха Арагон (Ориоль финишировал четвертым, сразу вслед за Citroen ZX Ари Ватанена, а Сервиа сошел за двадцать километров до финиша из-за поломки трансмиссии), а затем уже только Сальвадор принял участие в гонке Баха 500, где одержал победу.
В ралли «Париж-Кейптаун» 1992 года принимала участие только одна Samara T3 — на ней стартовал Сальвадор Сервиа. Ралли в очередной раз прошло «с приключениями», впрочем по-другому здесь не бывает. Техничка команды умудрилась свалиться в овраг, поэтому большую часть дистанции марафона испанец преодолевал без какой-либо подстраховки. И Сальвадор сумел-таки достичь финиша, причем на высокой восьмой позиции.
В 1993 году Сервиа в последний раз сел за руль Lada Samara T3, чтобы выступить в «Дакаре», который на этот раз носил название «Париж-Дакар-Танжер». И на трехлетней машине испанец умудрился занять шестое место в абсолютном зачете! Великолепный результат.
Но на этом гоночная команда Lada Poch прекратила свое существование. В 1994 году машины были проданы АвтоВАЗу…
«Заводская» карьера
Как вам такое нравится? Заводская команда выкупает созданную «частниками» машину, чтобы выступать на ней! Такого никто и никогда не делал ни до, ни после этого.
Кстати, не все на заводе были рады такому повороту событий. В прошлом гонщик, а в то время начальник конструкторско-экспериментального отдела разработки спортивных автомобилей Владимир Губа настаивал на том, что нужно создавать «с нуля» свой собственный рейдовый автомобиль на базе «восьмерки». Якобы это обошлось бы дешевле, чем выкупать у Пока его прототипы.
Однако пример с Нивами, которые АвтоВАЗ как раз подготовил «с нуля» показал, что машины получились совсем другого порядка, нежели в свое время у Пока. Судите сами — «заводские» машины весили 1300 кг, их моторы развивали 135 л.с., а максимальная скорость составляла 160 км/ч. А последний вариант Нивы «от Пока» весил менее тонны, оснащался двигателем мощностью 310 л.с. и разгонялся до 230 км/ч. Есть разница, правда?
Итак, при продаже из трех изначально построенных машин удалось собрать две. Получив машины, АвтоВАЗ начал подготовку команды, которая отправилась двумя экипажами покорять… все тот же «Дакар»! Экипажи Елизаров/Винокуров и Лакеев/Кольчугин стартовали на двух машинах в непривычной белой раскраске — спонсорские наклейки не отличались разнообразием: «LADA» и «Lada-Vaz-Togliatti-Russia».
И еще маленькие логотипы Porsche и Castrol. Александр Лакеев и Валерий Кольчугин привели свою машину к финишу на 41 месте в общем зачете, а автомобиль Елизарова до финиша не добрался.
Это было последнее выступление автомобиля Lada Samara T3 на «Дакаре» — недолгой оказалась карьера, всего каких-то пять лет. Впрочем, если учесть, что все пять лет это были одни и те же машины, то это даже многовато! Позднее один из двух автомобилей и вовсе был уничтожен — сгорел.
По окончании дакаровской эпопеи единственный оставшийся в живых автомобиль продолжил выступать в других марафонах, благо их проводилось немало. В 1995 году Александр Никоненко занял второе место в общем зачете ралли-рейда «Париж-Москва-Пекин», а в 1997 году Николай Елизаров финишировал шестым на «Мастер-ралли».
А затем FIA запретила группу Т3, поставив проект Lada Samara T3 вне закона. Машина стала музейным экспонатом и вместе с другими гоночными «пенсионерами» разъезжает по выставкам. Ну хорошо хоть так — в былые годы ее бы распилили на части и сдали в металлолом...











Полный текст: http://www.drive2.ru/users/sparco21/blog/288230376151768279/
 

Реклама

Greenworks - БРЕНД АККУМУЛЯТОРНОЙ
САДОВОЙ ТЕХНИКИ и РУЧНOГO ИНСТРУМЕНТА

banner-4-250