Накануне нового туристического сезона размещаю отчет, написанный моей супругой по итогам нашей прошлогодней поездки по Скандинавии. Надеюсь, пригодится.
Финляндия-Швеция-Норвегия 2011 год
Подготовительный этап.
Под Новый Год мы окончательно приняли решение ехать в Норвегию, и я начала читать отзывы о поездках. Два с половиной месяца у меня ушло на составление маршрута. В апреле я начала переписку с кемпингами и бронирование билетов на паром. На кемпинги ушел целый месяц. Многие не отвечают вообще, многие отказывают. В итоге получается, что выбирать не из чего – один положительный ответ из того города, где запланирована ночевка. Но, справедливости ради, скажу, что считаю эти усилия не напрасными. Мы везде четко шли по составленному маршруту и везде знали, что у нас есть гарантированный ночлег. Мы могли позволить себе гулять по достопримечательностям сколько хотим, надо только вечером с дороги звонить в кемпинг и предупреждать о времени прибытия. Везде хозяева идут на встречу и ждут или оставляют ключи. Кстати, официально туристический сезон в Норвегии начинается с 1 мая и многие кемпинги начинают работать с этого дня. Может быть поэтому, уже когда у меня все было заказано, в начале мая мне пришло еще несколько положительных ответов от кемпингов.
Перед майскими праздниками я звонила дважды в посольство Норвегии (телефон и время работы визового отдела есть на официальном сайте) и уточняла вопросы по документам. Многие в инете спрашивают про водительские права: в Норвегии международные права не нужны. Мне это сказали в посольстве, у меня приняли ксерокопии обычных российских прав, и никто и нигде за границей вообще не поинтересовался нашими водительскими правами.
Все документы на визы мы заполняли через интернет (есть ссылка на визовом портале). На шесть человек у нас ушло около трех часов работы вдвоем (один диктует, другой набивает). У двоих из нашей команды были французские полугодовые визы. При оформлении мы выбрали «группа туристов», документы за всех отвозила и забирала я одна, причем на это не нужна никакая доверенность. После оформления попадаешь в систему оплаты через интернет, оплачиваешь через карту и получаешь время, когда надо привезти документы в посольство. Это время можно менять. Лучше его изменить на те часы, когда нет официального приема в визовом отделе, тогда там нет никакой толкотни, тишина, пускают по списку. На всю сдачу документов уходит десять минут. Анкеты распечатывать не надо, только «письма-соглашения», причем на логотип надо наклеить фото, а в конце расписаться. Забирать документы можно только в официальные часы, и тут толкотня, очередь и душилово. Я приехала в 9:45, получила документы в 11:30 (в 12 они закрываются).
При оформлении анкет через инет мы указали даты въезда и выезда из шенгенской зоны на один день больше. Естественно, на этот день у нас не было никаких подтверждений о гостиницах, но это нам не помешало получить визы на эти дни.
1 день, 30 июня
Москва – Санкт-Петербург – Брусничное - Котка
Выехали из дома в 6:00 (ЮВАО), быстро проехали по Москве, забрали друга, живущего на Волоколамском шоссе, и погнали на Питер. Дорога до Питера местами плохая – сильно разбита, много фур, короткие карманы для обгона, много населенных пунктов. Очень большие пробки на встречке (из Питера) из-за ремонта дороги. Это нас ждет на обратном пути. А по дороге в Питер одна пробка – Вышний Волочек. Пробка длиной 12-16 км, проезжали около часа, немного больше.
Останавливались 4 раза на 20-30 минут на больших заправках (Lukoil, Shell). Там везде есть туалеты разной степени чистоты.
До КАД Питера доехали в 18:00 (то есть ровно 12 часов). Ехали в три водителя, примерно по 200км за смену.
Прикинули, что при таком раскладе, до границы мы доедем слишком быстро и огребем большую очередь. Поэтому поехали в Мегу Дыбенко, там поели и сходили в кино. В 21:15 выехали из Меги в сторону Выборга. Дорога к Выборгу вся в ремонте, стояли в пробке около часа не доезжая 50 км до самого Выборга. Очень много шло попутных машин, и грузовых, и легковых. Прикинув, что все они едут до границы, решил ехать на КПП Брусничное, и не прогадали. Приехали на КПП в 0:05. Границу перешли очень быстро, за 50 минут вместе с посещением дьюти фри (было три коридора по 5-7 машин в каждом). На нашей стороне машины осматривали полностью, включая верхний багажник. На финской стороне только заглянули в салон, но, зато при паспортном контроле задавали много всяких вопросов: куда, зачем, на сколько дней и тд. А вообще, не напряжно, да и белые ночи располагают к длинному дню, спать не тянет. На финской стороне перевели часы на час назад.
У нас не был забронирован отель, поэтому действовали так: по iGO вывели список ближайших отелей с телефонами и стали обзванивать (не прекращая движения, естественно). Некоторые телефоны incorrect, в одном из ближайших отелей ответили, что мест нет. Положительный ответ дал отел Cumulus, это 3км не доезжая Котки. Решили в отели, встречающиеся по дороге, не заезжать (их, кстати, очень мало в районе Лааперанты) и гнать до Котки. Для себя сделали вывод: надо составлять заранее список отелей с телефонами, так удобнее.
Отель Cumulus, очень приличный для своей цены (85 евро за номер на двоих + завтрак). Легкая обшарпанность присутствует, но не страшно. Самое плохое – нет кондиционеров и даже вентиляторов. А ночью на улице было +27. Завтрак континентальный полноценный: каша, разные хлопья и мюсли, яйца, омлет, сосиски, фрикадельки, оладьи, мясная и сырная нарезки, разные овощи, хлеб, булочки (самые простые), один сладкий тортик с яблоками. Чай, кофе (из кофемашины, но поганый), сок, молоко, сливки.
2 день, 1 июля
Котка – Хельсинки - паром
Взяли на рецепции отеля бесплатную карту города Котка, посмотрели, что там есть интересного и поехали в океанариум. Океанариум не очень большой, но прикольно сделаны аквариумы – в один и тот же аквариум можно посмотреть через выпуклые и вогнутые окна, они дают эффект уменьшения и увеличения. Есть аквариумы с «развлекухой»: найти 5 мальков, найти 8 рыб, похожих на камбалу.
Потом закупились в универмаге Призма (N60*30'04.8" Е026*52'10.9") всякой едой (рыба в вакууме, нарезка, немного молочных продуктов, расплачивались картой, кроме того, там была распродажа детской весенней одежды со скидками 30-50%, я, конечно, закупилась. Костюм брюки-куртка Lunta, верх не промокаемый, подкладка дышащая – 30 евро, отдельно брюки без лямок 8 евро) и поехали в Хельсинки. Машину поставили на стоянке около парома (оплата через паркоматы, платили наличкой). Дошли до православного собора, побыли внутри. Потом спустились вниз (он стоит на горе, прям рядом с ним бесплатная приватная парковка) к платной стоянке, там встретились с нашим вторым экипажем. Они выехали из Москвы около 11 вечера и ехали без остановок до границы. Переходили границу в середине дня в Торфяновке, стояли около двух часов в очереди.
Паром мы заказали Viking Line, вдоль набережной надо ехать и смотреть на указатели паромных компаний. Заезд для Viking Line в самом конце. Если вы не хотите платить за парковку, то можно сразу проехать первичный контроль (будка с шлагбаумом, где надо только махнуть распечаткой билетов) и встать в линию перед одной из следующих будок контроля. Потом ждать, когда начнут пускать на паром. Когда мы подъехали к парковке (это было часа за 2 до отправления паром, там таких экономных стояло 2 или 3 машины). Мы заезжали на паром примерно в 17:10, были одними из первых, поэтому попали на палубу для грузовиком. Был у нас момент переживания по поводу того, что высота нашей машины с боксом превышает 1.9 метра. Читала я в интернете, что кого-то заставляли снимать бокс, кто-то доплачивал и тд. Если вы попадаете на палубу для грузовиков, то такой проблемы у вас не будет. Кроме того, вас с парома выпустят первыми.
Поскольку заказывали паром мы в апреле, то, во-первых, получили скидку за ранний заказ, во-вторых смогли заказать самые экономичные каюты. Это вторая палуба, от палубы с машиной пешком один лестничный пролет. Каюта удобная, но очень душная. Может от того, что нас было четверо, может плохо работала вентиляция. В нашем втором экипаже было трое человек, они так же мучились от духоты. В следующий раз надо поискать в интернете инфу по этому вопросу. Комфортность каюты очень приличная, а вот кондиционирование ужасное.
При въезде на паром, если у вас оплачен ужин, дают листочек с планом ресторана, где отмечают ваш столик. Потом эту бумажку проверят на входе в ресторан, а заберут, когда вы сядете на места. Кроме того, к бумажке прикреплен купон на ужин, где указано время ужина. Есть две смены – первая с 17:30, то есть, сразу после погрузки, вторая с 20:30. Мы попали во вторую смену, хотя при заказе билетов мне никто не предложил выбор. До 20:30 ждать долго, мы порядком оголодали, так как не пообедали в городе. Зато потом уж наелись, так наелись, просто таки объелись.
На завтрак надо приходить просто со своим билетиком (наверно билеты разные у тех, кто оплачивал завтрак и тех, кто не оплачивал). Завтрак начинается в 7 утра, кроме того, время переводится еще на час назад, поэтому, поскольку мне не спалось в этом душилове, на завтрак мы пошли очень рано. На завтраке места не распределены, мы сели у окошка и любовались видами. К тому времени паром уже идет вдоль берегов Швеции, вид на «бедные» шведские дачи весьма обалденный.
Потом поднялись на палубу, грелись на солнышке, смотрели, как особо отважные туристы кормят с рук чаек.
Потом собрали свои вещи и пошли к машине. Автомобильные палубы закрывают после отплытия парома и открывают за 30 минут до приплытия. Поэтому, берите все нужные вещи сразу. Что делать с холодильником? Это проблема. Я читала в инете, что на автомобильной палубе жарко, однако, когда мы садились в машину, она показывала +24. В номере у нас, мне кажется, было больше. В дешевых каютах холодильника нет (не знаю, есть ли в более дорогих). Розетка 220В в каюте есть, но у нас (вот засада), не было переходника с прикуривателя на 220В. Выручил нас наш второй экипаж, у них холодильник модный – у него два разъема – можно подключить шнур с прикуривателем, а можно 220В. Причем, холодильник больше нашего раза в два, и не очень забит. Туда-то мы и переложили все наши продукты. Все отлично доехало, не испортилось (все продукты были в вакуумных упаковках).
При выезде с парома должны «продувать» на алкоголь. Полицейский с трубочкой действительно стоял, но никого из впереди идущих машин не продувал, нас тоже. Про остальных – не знаю.
3 день, 2 июля
Паром – Стокгольм - Карлстад
Сразу с парома мы поехали в аэропорт, встречать еще одного члена нашего экипажа, Аню. Аэропорт Арланда находится примерно в 30 км от города. В самом городе совершенно чумовые развязки, без навигатора не обойтись. Мы ехали немного раньше, чем прилетает самолет, поэтому остановились на заправке-Макдональдс - месте для отдыха на полчасика, чтобы перетасовать сумки с вещами между верхним и задним багажниками.
Кстати, таких мест по этой трассе всего два, во все остальные надо съезжать.
Не доезжая до аэропорта пару км, есть информационные стенды аэропорта, на которых мы выяснили, что там 5 терминалов, то есть пять разных зданий, расположенных достаточно далеко друг от друга. Наверное, номер терминала написан на билете, но этого никто не помнил. Кроме того, никто не помнил название авиакомпании, которой летит Аня. В справочную аэропорта дозвониться не удалось. Методом исключения маловероятных авиакомпаний решили, что нам нужен терминал 5, то есть самый близкий. Поехали туда по указателям Terminal 5 Arrive. Там есть парковка прямо на дороге, идущей вдоль здания аэропорта. Она оказалась достаточно свободная. Оплата через паркомат по 20 крон за 10 минут. Внутри зала прилета все понятно – табло, место выхода прилетевших пассажиров. Встретились и побежали в машину, так как заканчивалось время паркинга.
Поехали в Стокгольм смотреть на Вазу – затонувший корабль. Парковки около этого музея нет, поэтому припарковались около Национального музея, причем с большим трудом нашли одно место, оплатили полтора часа, пошли в Вазу.
Очереди на вход почти не было, во всяком случае, она умещалась внутри помещения. Оплатили картой. Очень долго там ходили, с трудом уложились в полтора часа. В музее очень большая экспозиция, много интересного. Есть информационные стенды, в некоторых местах на русском языке (не везде). Попадаются русскоязычные экскурсии.
Дальше побежали к машине, обнаружили, что почти все рядом стоявшие машины получили штраф за парковку. У нас его не было. Может мы такие правильные, а может просто не стали выписывать штраф русским, все равно не понятно, как его оплачивать.
Дальше поехали в Скансен. От национального музея идет узкая улица, на которой стоит большая очередь машин. Очередь упирается в шлагбаум, которым рулит тетенька. Мы открыли окно и сказали, что нам нужно в Скансен, она нас пропустила вперед. Многих заворачивали, не знаю почему. Потом, когда я посмотрела схему, которую дают в Скансене, я нашла в него несколько входов, может эта дама рулит заполнением парковок вокруг него. Во всяком случае нам не очень то повезло. Улица, на которую нас выпустили, тупиковая с петлей на дальнем конце и несколькими ответвлениями. Одно из них приводит на парковку обычного парка, оттуда до Скансена упаришься идти. Другое приводит непосредственно к входу в Скансен, но там можно парковаться только инвалидам и такси. Короче, парковка только на этой улице, только с одной стороны и очень короткая. Мы встали перед знаком Р и начали спрашиват прохожих, куда нам девать машину. Все ответы свелись к тому, что мы запарковались неправильно, надо дальше знака, а там нет места. Что делать – не понятно. И тут, на наше счастье, одна машина уехала с парковки, и мы заняли ее место. Если вы попадет в такую же ситуацию, то езжайте обратно до шлагбаума и около него направо, там должны быть еще парковочные места. Или возвращайтесь к Национальному музею.
Мы оплатили 2.5 часа парковки и, честно сказать, этого маловато. Музей очень большой и интересный, да еще нам хотелось перекусить, да туалет. Вобщем, все посмотреть не успели, обратно бежали к машине, чтобы не пропустить оплаченное время.
Ночевка у нас была в Карлстаде, поэтому после Скансена погнали туда. При бронировании через букингком мы поставили время прибытия с 8 до 9 вечера. Побоявшись не успеть, позвонили туда с дороги, и дальше начался квест. Ресепшионистка долго и интересно рассказывала нам, что надо делать, где и как искать ключи от номеров и гаража (у нас была отдельно оплачена парковка в гараже). Было очень смешно. Там был кодовый замок, ключи в коробке, которую она почему-то упорно называла book, гараж так вообще искали очень долго, перезвонили ей после прибытия еще раз, она нас долго вела по телефону, а оказалось, в итоге, что гараж находится в том же здании, но с другой стороны. Просто так это она, почему то, не сказала.
Гостиница ужасной убогости: мебель старая престарая, стены покрашены масляной краской. Положительный момент – на кухне полноценный большой холодильник, куда мы положили все наши продукты, а в морозилке заморозили холодные элементы.
4 день, 3 июля
Karlstad – Oppdal
Утром погнали на Опдал. Это самый большой наш переезд по загранице, 540 км. По дороге заехали в какой-то большой торговый центр, там перекусили, закупились едой. Это была еще Швеция, день был воскресный, но все магазины работали.
Граница между Швецией и Норвегией присутствует, обозначена она какими-то будочками и отстойником для грузовиков. Останавливаться не надо.
Уже ближе к промежуточной точек (смотровой площадке Sohlbergplassen (N 61° 52' 49» E 10° 11' 6») дорога идет по высокогорью: туман, осыпающийся дождем, узкая дорога, обочин нет, зато есть овцы, гуляющие и лежащие на дороге, и встречные машины. Вобщем, дорога тяжелая. Очень устали все. Вышли погулять по смотровой под моросящим дождем, попили чаю с бутерами и погнали в кемпинг.
Кемпинг IMI Stolen – мертвое царство. При бронировании мне сказали, что есть только голые домики на 4 кровати. А когда мы приехали, оказалось что почти все свободно. Нам дали большой дом на пять спален по 4 человека в каждой, гостиная, кухня, два туалета, один из них с душем. И все это за 1180 NOK. Правда, сказали, что могут кого-нибудь подселить, но этого не произошло.
Кемпинг старый, в доме пахнет старой пылью. В душевой очень холодно. В спальнях наоборот, стоят мощные обогреватели, которые мы включили, прогрелось все моментально. В гостиной стоит хороший кондиционер. Холодильник маленький, но с морозилкой. Из посуды только тарелки, стаканы, чашки и ложко-вилки. Для готовки посуды нет. Ванна и туалет полностью укомплектованы мылом, бумажными полотенцами, т/бумагой.
Засада оказалась с душем – маленький бак для горячей воды, хватает помыться примерно на четверых человек. И очень холодная ванная комната. Пришлось вылить часть горячей воды «в холостую», с целью согреть ванную комнату.
Мы не поняли, включена ли в стоимость финальная уборка, поэтому при выезда ограничились тем, что собрали все мусорные пакет и постелили новые.
При въезде оплатили завтраки по 85 NOK на каждого, рассчитывая хорошенько наесться перед трудным днем. И обломались: завтраки полнейшее убожество из нарезки и мерзкого кофе.
5 день, 4 июля
Oppdal – Amotan – Kristansund – Atlantik road
Поехали мы сначала в долину Амотан , посмотреть на водопад Reppdalsfossen. В инете я прочитала, что после официальной парковки есть еще одна, дикая, и нашла ее координаты N 62° 30' 30" E 9° 4' 6". Уходит эта парковка далеко от водопада. Там начинаются три туристические тропы. Куда они ведут – не известно. Мы пошли на обум по одной тропе. Шли примерно час в одну сторону, с остановками на фотографирование. Тропа идет то вниз, то вверх, по небольшим холмам. В низинах болотца, грязно и чавкает. Обновили трекинговые ботики, некоторые промочили ботинки внутри, провалившись в вводу. Брюки тоже промокли до колена. Никаких особых красот мы не нашли (но, мы явно не дошли и до конца тропы).
В этот день у нас еще были запланированы пещеры Тролькирха, поэтому повернули мы обратно к машине и поехали в Кристиансунд. В итоге водопад видели только из окон машины.
В Кристиансунде поели, купили продуктов в магазине и двинули на Атлантическую дорогу.
Там мы два раза останавливались для фотографирования. В итоге получилось все так долго, что решили мы ехать в кемпинг, а пещеры отложить на завтра, благо возвращаться в них из кемпинга было около 20км.
Кемпинг Eventyrlige Skaret очень маленький, очень аутентичный. Домики-избушки из толстенных бревен с растительностью на крыше.
Мы заказывали домик на 6 человек. В нем кухня-столовая, гостиная с диваном и телеком, ванная (с полноценной душевой кабиной и теплым полом), спальня на две двухэтажные кровати (очень маленькая коморка), на втором этаже спальня на две обычные кровати. Все комнаты очень маленькие, особенно спальня на первом этаже.
В кухне хорошая плита с вытяжкой, маленький холодильник без морозилки, кофеварка капельная без бумажных фильтров, посудомоечная машина без порошка для нее.
6 день, 5 июля
Trollkirkha - Molde - Andalsnes
Вернулись с утра к Тролькирхе. Координаты в инете (RV64, стоянка (N62.86736*E007.27466*) кто-то дал неправильные, от них до парковки еще с полкилометра. Хорошо, что мы, проезжая тут вечером, засекли дорожный указатель.
Парковка бесплатная, висит стенд с описанием маршрута, написано, что поход занимает около часа. Ага! Хорошо, что мы не пошли туда вечером. Мы там ходили 6.5 часов!
Сначала идет накатанная грунтовка (на ней, перед речкой, есть место для стихийной парковки на 2-3 машины, это экономит около километра пешего пути.
Далее только пешком. Перед речкой стоит указатель со стрелкой без всякой подписи. Если пойти по нему, то попадаешь на пешеходный мостик и начало тропы. Потом тропа упирается в почтовый ящик с непонятными надписями на норвежском (?), оттуда две тропы: влево и вправо. Мы пошли влево. А там куча мелких тропинок. Под ногами черная чавкающая грязь, поэтому каждый натаптывал себе тропу там, где ему казалось лучше. На самом деле все эти тропинки потом сходятся в одну. А когда мы возвращались обратно мы вышли к этому почтовому ящику с другой стороны, там лучше. Там через эту грязь частично проложен мостик. Так что советую идти от ящика направо, а потом вверх.
Сама тропа никак не отмечена. Это, похоже, русло ручья. Все завалено камнями и заросло корнями. Сначала тропа идет через еловый лес, там по бокам от основной тропы есть мягкие более ровные тропинки по мху и без камней. Потом столик со скамьями для отдыха. Дальше мелколесье, камни крупнее. Слева идет небольшой водопад. К нему попадаются боковые тропинки. Там можно полазить и пофотографироваться. В одном месте мы остановились надолго, там, где водопад падает с отвесной стены.
Дальше по тропе лес совсем пропадает. Это примерно полдороги до пещер. Нам повезло – когда мы шли наверх было облачно и прохладно. Несмотря на это мы потели постоянно. Так что в жару там наверно кошмар.
Потом леса вообще не будет. Голые камни, местами очень грязно под ногами, местами ползком по большим камням. Есть еще два столика для отдыха (всего их три, достаточно равномерно расставленных на тропе).
И вот он финал – пещеры. Я точно не засекла, сколько мы поднимались, но думаю, что 2-3 часа, много останавливались фотографировать.
Отдохнули, полезли в пещеру. Там без фонарика делать нечего. У нас было три фонарика на пятерых и это очень мало. Надо каждому.
Как входишь, почти сразу небольшой зальчик, там проход поворачивает вправо. Там еще один зальчик. Оттуда основной проход влево, а вправо узкий и низкий коридор. Мы потом туда лазили (там сначала на коленках, потом ползком, потом можно встать). В этот коридор не более чем вдвоем, а лучше по одному, в том единственном месте, где можно встать, еле-еле втискиваются двое. Оттуда еще чуть проползти и попадаешь в щель-окошко с видом в основной зал с водопадом. Основной путь ведет в зал с водопадом. Чаша воды очень большая. На краю всем места не хватило, любовались по очереди. Штатив поставить некуда.
Перед нами шел норвежец (мы с ним потом познакомились) тоже со штативом, у него была классная обувь – высокие до колена прорезиненные ботинки со шнуровкой наверху. Он в них вставал прям в воду, и фотографировал.
Вылезли из пещеры, сели отдыхать. Смотрим, народ идет еще выше. Заслали туда гонцов – оказалось, что там еще одна пещера. К ней надо идти выше первой справа, потом вдоль канатов до лестницы, по ней вниз. Внизу офигительная пещера из белого мрамора, водопад. Места много, можно идти большой толпой. Мне эта пещера показалась намного красивее первой.
Дальше от этой пещеры есть еще канаты вверх, там этими канатами ограничен край обрыва и получается типа смотровой площадки. Мы там сидели и разглядывали через бинокль красоты. На этом месте тропа заканчивается. Но, самая отважная наша Аня пошла дальше до снега. Это еще минут 10-15 дороги и можно лепить снеговиков и валяться в снегу.
Кроме того, пока мы сидели на этой «смотровой площадке» к нам подошел тот самый норвег. Он нам рассказал, что у нас за спиной есть лаз в еще одну пещеру, там беломраморный коридор и водопад. Мы, к сожалению, не сфотографировали этот вход. Попробую объяснить: если стоять около каната на смотровой лицом вниз, то двигаться надо вправо. Там канат заканчивается, а тропинка - нет. Тропинка делает петлю, огибая маленький холм и нагромождение камней, дальше тропа теряется. Надо попасть на линию примерно середины каната на смотровой и смотреть вниз в противоположную сторону от смотровой. Там в земле дыра между камнями, достаточная только для одного человека. Потом на карачках вдоль веревки, потом можно встать. Коридор из белого мрамора, достаточно большой и широкий, течет ручей. Потом узкий переход, за ним шумит водопад. Мы туда не дошли, хотя это возможно. У нас осталось всего два фонарика. Мы устали и промокли. Вобщем, кто туда доберется, пришлите, пожалуйста, фотографии, очень интересно посмотреть.
Путь вниз быстрый, меньше часа. Но стремный в районе больших плоских камней.
В итоге, если вы очень не отвлекаетесь на фотографирование и любование красотами в бинокль, то на весь поход можно отвести часа 4.
Наверху, около пещер, наблюдали шикарную картину: туда пришла норвежка (?) с двухлетним дитем в специальном рюкзаке типа кенгурятника. Выпустила там дите и они там гуляли, лазили везде. Потом, на обратной дороге, эта норвежка нас обогнала, легко перепрыгивая (это не преувеличение) с камня на камень. Так что, норвежские женщины крутые…
Пришли, в машине переоделись, двинули в город Анделснес, где у нас была запланирована ночевка в Андалснес кемпинге. Перед самым кемпингом заехали к стене Троллей на пять минут, чисто поглазеть.
С кемпингом вышла засада. Перед отъездом я им (и всем остальным) написала, что мы будем после 20:00, на что они мне ответили, что это ОК и рецепция работает до 22-23.Мы приехали даже чуть раньше восьми вечера, но наш домик был уже продан. Ресепшионистка вежливо улыбалась и говорила, что по правилам мы должны были заселиться до 18:00, что они нам звонили и писали е-мейл, но мы не ответили, и, типа сами виноваты. На самом деле, никакой емейл она не писала и никуда не звонила.
Она сделала нам «любезность» и позвонила в другой какой-то кемпинг, где было два свободных домика, и объяснила, как туда ехать. Это был кемпинг Lennsmanns Garden, расположенный в городе Innfjord, на берегу фьорда, маленький семейный кемпинг. Чего не скажешь об Андалсненс кемпинг, тесном скопище туристов на голой площадке (ни одного деревца). В кемпинге нас встретила хозяйка, показала домик. У них один большой дом разделен на 4 или 5 аппартаментов. Внутри две огромные комнаты и душевая. Очень большая кухня-гостинная с полноценной плитой и большим двухкамерным холодильником. Обеденный стол, два стула, диван, два кресла, журнальный стол, шкаф, плоский телевизор на стене. Железная печка, дрова.
В спальне составлены рядом две кровати с очень хорошими матрасами. И двухэтажная кровать.
В ванной душевая часть отделяется шторкой. Теплый пол есть, но не работает. Зато есть раскладная сушка для белья.
Все новое, чистое. Полно разнообразной посуды. Капельная кофеварка (опять без бумажных фильтров ).
Стулья мы добрали снаружи. В домике две террасы спереди и сзади. И на этих террасах стоят деревянные стулья.
Мы попросили хозяйку постираться, и она нас пустила в подсобное помещение, где была допотопная стиральная машина с отдельной центрифугой. Стирка нам ничего не стоила и даже порошок дали. Сушить все повесили в комнате, потом пожалели, что не протопили печку – ничего не высохло.
7 день, 6 июля
Andalsnes - дорога Троллей – водопад Stigfossen – дорога Орлов – Geiranger – Olden
Этот день был простой. Все красоты – на машине. Лестница троллей – не такая уж страшная дорога. Если едешь снизу (как мы), то в первой ее части (до мостика) видно, что и кто тебя ожидает впереди. Можно постоять в повороте и пропустить.
Автобусы нам, к счастью, не попадались, а с легковушками можно спокойно не спеша разъехаться. На перевале два пешеходных моста на смотровые площадки, сувенирные магазины. Мы припарковались сразу же на въезде на перевал, около первого сувенирного магазина. Там парковочных мест машин на пять. А дальше, около кафе есть большая парковочная площадка.
Потом от перевала вниз идет красивая дорога, видно озеро, откуда вытекает водопад.
Везде попадаются участки снега. Видели, как мужики из машины достали лыжи и пошли к снеговому участку. Участок небольшой, но с уклоном. А внизу камни. Как они там собирались кататься – не понятно.
Мы остановились на большой парковочной площадке около снега. Пофотографировались, повалялись. Потом смотрели дог-шоу: какая-то пара привела собаку (голдена), и эта псина валялась и бесилась в снегу на потеху толпы.
Вниз к Гейрангеру идет дорога Орлов. Скорее ее надо было назвать дорогой водопадов, потому что они там везде. Остановились на большой парковке рядом со смотровым лабиринтом N62*19'51.0«E007*28'15.0.
Там приличная кафешка со столиками с видом на водопад и бесплатными туалетами. В кафешке пообедали и поехали в Гейрангер.
С Гейрангера начинаются туристические места. Там туристов возят автобусами, они толпами ходят, разевают рты и лезут в кадр.
В Гейрангере есть бесплатная парковка вокруг места, расчерченного на коридоры для заезда на паром. Оттуда до информационного центра пять минут. Мы не хотели на экскурсионный кораблик, а выбрали паром Geiranger-Hellesylt. Паром ходит раз в полтора часа. Ближайшее время было на 17:00. Билеты заранее купить нельзя. Мальчик в информационном центре сказал нам, что очередь надо занимать за полчаса до отплытия. Мы так и сделали, но мест пустых на пароме было достаточно. Так что, если вы знаете расписание, то можно подъехать прям к отправке, которая, кстати, задержалась минут на 10. В самом Гейрангере делать абсолютно нечего, кроме сувенирных магазинов и фаст-фуда.
В Хеллесунде очень красивое место с паромным причалом, там выходит во фьрд горный поток.
Пассажиры, идущие с парома пешком, во всю фотографируют. Мы же полюбовались из машины и поехали в сторону Олдена. На выезде из города два продуктовых магазина, где мы закупились едой. Наконец-то нам удалось купить свежей рыбы. Была она упакована в корытца кусочками по 300 грамм и стоила 133 NOK за кг.
Дорога до Олдена, на мой взгляд, была пострашнее лестницы Троллей. Может быть потому, что я была за рулем. Во всяком случае, больше половины дороги – на одну машину и с закрытыми поворотами. Кроме того, в одном месте в навигаторе отсутствовал кусок новой дороги, и он нас провел по старой узкой дороге через населенный пункт.
В Олдене, в кемпинге Gryta, нас ждали. Очень приветливый хозяин, его дочь Линда ведет переписку и помогает в кемпинге. Хорошо встречают русских, так как дочка была в Москве и собирается в Москву. Она играет на аккордеоне и ездит выступать.
В кемпинге всего пять одинаковых домиков, а остальная территория – для палаток и кемперов.
Дом делится на две половины. В первой: маленькая кухня с двухконфорочной плиткой без духовки, маленькая раковина, обеденный стол, 4 стула, диван, 4 кресла, столик типа журнального, но большой. Во второй: две двухэтажные кровати, у одной из них внизу двухспальное место, ларь для одеял и подушек, его можно использовать, как большую тумбочку, стул. Итого вместе с диваном 6 спальных мест. А мы заранее попросили дополнительную кровать, которой и не воспользовались.
На кухне, кастрюли, столовая посуда, тряпка, полотенце, губки для посуды и средство для мытья посуды. Холодильник маленький, но с морозилкой. Под раковиной отдельный бак для горячей воды. Кофеварка с фильтрами!
В общей санитарной зоне очень чисто. Три душевых кабины (изнутри закрываются), пять туалетных кабинок. 4 или 5 раковин с полочками и зеркалами. Жетончики для душа по 10 NOK за 5 минут. Мы взяли 12 жетонов на пятерых, но, столько не израсходовали. Потом вернули оставшиеся на рецепцию, получили за них деньги.
Для стиральной и сушильной машины тоже нужны жетоны, они по 35 NOK. Порошок не дают.
В отдельном помещение стоят две стиралки, одна сушильная машина. Постираться то мы постирались, а вот сушилку перед нами мучила соседняя семья французов и замучила совсем. Сушилка сожрала наш жетон, а работать отказалась. И у нас прибавилось еще куча мокрых вещей. На крыльце нашего домика была натянута веревка, на нее то все и развесили в три слоя. Ничего не высохло.
Кроме того, в общей кухне есть три раковины для мытья посуды, микроволновка и одна двухконфорочная плитка а-ля бедный дачник.
Кстати, в доме плиту я сначала включить не смогла. Оказывается, она работает, только если включен таймер ;-)
8 день, 7 июля
Олден – ледник Бриксдальсбреен – Берген
От кемпинга Грита до парковки ледника Бриксдаел ехать минут 10-15. Проезжаете мостик, за ним большая парковка. Въезд на нее сразу после мостика. Можно здесь не въезжать, проехать вперед и в горку, сразу перед первым кафе свернуть направо вниз, попадете тоже на парковку, тоже платную. Отсюда идти ближе.
Дальше надо пройти через площадь с кафешками и магазинами и за ними начинаются тропа и дорога к леднику. По дороге можно ехать на маленьком автомобильчике, не бесплатно, конечно. Но, если вы очень устали в предыдущие дни, то есть шанс поберечь силы.
Дорога длиннее, но она ровная, а тропа гористо-холмистая и с камушками.
Сначала идти минут 15 до точки, где сходятся тропа и дорога. Тут дорога поворачивает на мостик, вокруг которого низвергается водопад. Причем душ очень сильный. Перед этим местом надо одеть куртки или плащи.
В «душ» не попадаешь, если пойдешь по тропе. Тропа с этого места уходит в горку и водопад с нее вообще не видно.
Дальше мы шли по серпантину. Его в одном месте можно срезать, там есть лестница, позволяющая миновать один виток серпантина. Потом опять мостик, но уже без душа. И дальше боле менее равнинная дорога. Здесь открывается вид на другой язык ледника, распложенный правее и выше. Этот ледник весь течет, с него льются огромные водопады.
Потом по ходу тропа и дорога сходятся на площадке – остановке для машин. Отсюда все идут пешком. Здесь можно отдохнуть. Есть бесплатный туалет.
Дальше еще немного в гору, но без всякого экстрима, и вот берег озера и ледник во всей своей красе.
К самому леднику пройти нельзя, там все закрыто забором и написано, что ходить туда нельзя, а то «снег в башка попадет». Но среди нас нашлись отчаянные ребята, которые перемахнули через заборчик и пошли к леднику. Сам ледник потрогать все равно не удалось, только кусок льда, свалившийся с него. Пока фотографировались случился небольшой обвал, с ледника покатились небольшие куски льда. Со стороны тех, кто остался за заборчиком, смотрелось страшно. Остальным было весело.
Итого вернулись к машине в 13:30, то есть ходили около четырех часов.
Потом у нас был довольно большой переезд в сторону Бергена, 270 км. Ехали мы его около 6 часов. Местами дорога-серпантин в одну машину, паром, потом очень много туннелей, с середины дороги начался сильный дождь. И хочешь ехать быстрее, а не получается. В итоге большой и утомительный переезд.
С паромом повезло. Перед нами шла фура, которую все встречные боялись и на серпантине пропускали, а мы за ней. Фура, как потом выяснилось, опаздывала на этот паром, и гнала со всей дури. Так что на паром мы влетели, когда первую очередь уже загрузили. На пароме приличный буфет, где мы перехвалили фаст фуда.
Памятуя потерю резерва домика в Андалснесе, мы позвонили с дороги в кемпинг bruvoll camping около 6 часов. И правильно сделали. Перед нами ушла оттуда машина страждущих туристов ни с чем, наш резерв держали, а могли бы и им отдать.
Домик очень интересный. Он полутораэтажный. Внутри одно большое помещение кухни-гостинной, две спальни и ванная. А над спальнями и ванной сверху половинчатый этаж – эдакие полати с матрасами. Так что получается, что дом человек на 10, не меньше.
В гостиной диван, кресло, столик, телевизор. В столовой большой полноценный стол и много стульев. Кухня огромная. Есть маленький холодильник с морозильником, посудомойка с порошком, микроволновка, чайник, кофеварка (думала, что без фильтров, потом нашли целую упаковку в шкафу на самой верхней полке), термос, полноценная плита с духовкой, тряпки, полотенца, средство для мытья посуды. Куча кухонной и столовой посуды. И даже немного соли, сахара и специй.
Ванная с теплым полом (работающим), душевая кабина со стенками, но без поддона.
Вокруг дома с двух сторон идет терраса. На террасе натянута веревка, но после дождя было так сыро, что все наши мокрые вещи пришлось раскладывать и развешивать по дому, так как доме сушить было негде.
С террасы вид на долину, а вблизи загоны с животными: три козы, куры, утки, поросята.
Продолжение следует...
Финляндия-Швеция-Норвегия 2011 год
Подготовительный этап.
Под Новый Год мы окончательно приняли решение ехать в Норвегию, и я начала читать отзывы о поездках. Два с половиной месяца у меня ушло на составление маршрута. В апреле я начала переписку с кемпингами и бронирование билетов на паром. На кемпинги ушел целый месяц. Многие не отвечают вообще, многие отказывают. В итоге получается, что выбирать не из чего – один положительный ответ из того города, где запланирована ночевка. Но, справедливости ради, скажу, что считаю эти усилия не напрасными. Мы везде четко шли по составленному маршруту и везде знали, что у нас есть гарантированный ночлег. Мы могли позволить себе гулять по достопримечательностям сколько хотим, надо только вечером с дороги звонить в кемпинг и предупреждать о времени прибытия. Везде хозяева идут на встречу и ждут или оставляют ключи. Кстати, официально туристический сезон в Норвегии начинается с 1 мая и многие кемпинги начинают работать с этого дня. Может быть поэтому, уже когда у меня все было заказано, в начале мая мне пришло еще несколько положительных ответов от кемпингов.
Перед майскими праздниками я звонила дважды в посольство Норвегии (телефон и время работы визового отдела есть на официальном сайте) и уточняла вопросы по документам. Многие в инете спрашивают про водительские права: в Норвегии международные права не нужны. Мне это сказали в посольстве, у меня приняли ксерокопии обычных российских прав, и никто и нигде за границей вообще не поинтересовался нашими водительскими правами.
Все документы на визы мы заполняли через интернет (есть ссылка на визовом портале). На шесть человек у нас ушло около трех часов работы вдвоем (один диктует, другой набивает). У двоих из нашей команды были французские полугодовые визы. При оформлении мы выбрали «группа туристов», документы за всех отвозила и забирала я одна, причем на это не нужна никакая доверенность. После оформления попадаешь в систему оплаты через интернет, оплачиваешь через карту и получаешь время, когда надо привезти документы в посольство. Это время можно менять. Лучше его изменить на те часы, когда нет официального приема в визовом отделе, тогда там нет никакой толкотни, тишина, пускают по списку. На всю сдачу документов уходит десять минут. Анкеты распечатывать не надо, только «письма-соглашения», причем на логотип надо наклеить фото, а в конце расписаться. Забирать документы можно только в официальные часы, и тут толкотня, очередь и душилово. Я приехала в 9:45, получила документы в 11:30 (в 12 они закрываются).
При оформлении анкет через инет мы указали даты въезда и выезда из шенгенской зоны на один день больше. Естественно, на этот день у нас не было никаких подтверждений о гостиницах, но это нам не помешало получить визы на эти дни.
1 день, 30 июня
Москва – Санкт-Петербург – Брусничное - Котка
Выехали из дома в 6:00 (ЮВАО), быстро проехали по Москве, забрали друга, живущего на Волоколамском шоссе, и погнали на Питер. Дорога до Питера местами плохая – сильно разбита, много фур, короткие карманы для обгона, много населенных пунктов. Очень большие пробки на встречке (из Питера) из-за ремонта дороги. Это нас ждет на обратном пути. А по дороге в Питер одна пробка – Вышний Волочек. Пробка длиной 12-16 км, проезжали около часа, немного больше.
Останавливались 4 раза на 20-30 минут на больших заправках (Lukoil, Shell). Там везде есть туалеты разной степени чистоты.
До КАД Питера доехали в 18:00 (то есть ровно 12 часов). Ехали в три водителя, примерно по 200км за смену.
Прикинули, что при таком раскладе, до границы мы доедем слишком быстро и огребем большую очередь. Поэтому поехали в Мегу Дыбенко, там поели и сходили в кино. В 21:15 выехали из Меги в сторону Выборга. Дорога к Выборгу вся в ремонте, стояли в пробке около часа не доезжая 50 км до самого Выборга. Очень много шло попутных машин, и грузовых, и легковых. Прикинув, что все они едут до границы, решил ехать на КПП Брусничное, и не прогадали. Приехали на КПП в 0:05. Границу перешли очень быстро, за 50 минут вместе с посещением дьюти фри (было три коридора по 5-7 машин в каждом). На нашей стороне машины осматривали полностью, включая верхний багажник. На финской стороне только заглянули в салон, но, зато при паспортном контроле задавали много всяких вопросов: куда, зачем, на сколько дней и тд. А вообще, не напряжно, да и белые ночи располагают к длинному дню, спать не тянет. На финской стороне перевели часы на час назад.
У нас не был забронирован отель, поэтому действовали так: по iGO вывели список ближайших отелей с телефонами и стали обзванивать (не прекращая движения, естественно). Некоторые телефоны incorrect, в одном из ближайших отелей ответили, что мест нет. Положительный ответ дал отел Cumulus, это 3км не доезжая Котки. Решили в отели, встречающиеся по дороге, не заезжать (их, кстати, очень мало в районе Лааперанты) и гнать до Котки. Для себя сделали вывод: надо составлять заранее список отелей с телефонами, так удобнее.
Отель Cumulus, очень приличный для своей цены (85 евро за номер на двоих + завтрак). Легкая обшарпанность присутствует, но не страшно. Самое плохое – нет кондиционеров и даже вентиляторов. А ночью на улице было +27. Завтрак континентальный полноценный: каша, разные хлопья и мюсли, яйца, омлет, сосиски, фрикадельки, оладьи, мясная и сырная нарезки, разные овощи, хлеб, булочки (самые простые), один сладкий тортик с яблоками. Чай, кофе (из кофемашины, но поганый), сок, молоко, сливки.
2 день, 1 июля
Котка – Хельсинки - паром
Взяли на рецепции отеля бесплатную карту города Котка, посмотрели, что там есть интересного и поехали в океанариум. Океанариум не очень большой, но прикольно сделаны аквариумы – в один и тот же аквариум можно посмотреть через выпуклые и вогнутые окна, они дают эффект уменьшения и увеличения. Есть аквариумы с «развлекухой»: найти 5 мальков, найти 8 рыб, похожих на камбалу.
Потом закупились в универмаге Призма (N60*30'04.8" Е026*52'10.9") всякой едой (рыба в вакууме, нарезка, немного молочных продуктов, расплачивались картой, кроме того, там была распродажа детской весенней одежды со скидками 30-50%, я, конечно, закупилась. Костюм брюки-куртка Lunta, верх не промокаемый, подкладка дышащая – 30 евро, отдельно брюки без лямок 8 евро) и поехали в Хельсинки. Машину поставили на стоянке около парома (оплата через паркоматы, платили наличкой). Дошли до православного собора, побыли внутри. Потом спустились вниз (он стоит на горе, прям рядом с ним бесплатная приватная парковка) к платной стоянке, там встретились с нашим вторым экипажем. Они выехали из Москвы около 11 вечера и ехали без остановок до границы. Переходили границу в середине дня в Торфяновке, стояли около двух часов в очереди.
Паром мы заказали Viking Line, вдоль набережной надо ехать и смотреть на указатели паромных компаний. Заезд для Viking Line в самом конце. Если вы не хотите платить за парковку, то можно сразу проехать первичный контроль (будка с шлагбаумом, где надо только махнуть распечаткой билетов) и встать в линию перед одной из следующих будок контроля. Потом ждать, когда начнут пускать на паром. Когда мы подъехали к парковке (это было часа за 2 до отправления паром, там таких экономных стояло 2 или 3 машины). Мы заезжали на паром примерно в 17:10, были одними из первых, поэтому попали на палубу для грузовиком. Был у нас момент переживания по поводу того, что высота нашей машины с боксом превышает 1.9 метра. Читала я в интернете, что кого-то заставляли снимать бокс, кто-то доплачивал и тд. Если вы попадаете на палубу для грузовиков, то такой проблемы у вас не будет. Кроме того, вас с парома выпустят первыми.
Поскольку заказывали паром мы в апреле, то, во-первых, получили скидку за ранний заказ, во-вторых смогли заказать самые экономичные каюты. Это вторая палуба, от палубы с машиной пешком один лестничный пролет. Каюта удобная, но очень душная. Может от того, что нас было четверо, может плохо работала вентиляция. В нашем втором экипаже было трое человек, они так же мучились от духоты. В следующий раз надо поискать в интернете инфу по этому вопросу. Комфортность каюты очень приличная, а вот кондиционирование ужасное.
При въезде на паром, если у вас оплачен ужин, дают листочек с планом ресторана, где отмечают ваш столик. Потом эту бумажку проверят на входе в ресторан, а заберут, когда вы сядете на места. Кроме того, к бумажке прикреплен купон на ужин, где указано время ужина. Есть две смены – первая с 17:30, то есть, сразу после погрузки, вторая с 20:30. Мы попали во вторую смену, хотя при заказе билетов мне никто не предложил выбор. До 20:30 ждать долго, мы порядком оголодали, так как не пообедали в городе. Зато потом уж наелись, так наелись, просто таки объелись.
На завтрак надо приходить просто со своим билетиком (наверно билеты разные у тех, кто оплачивал завтрак и тех, кто не оплачивал). Завтрак начинается в 7 утра, кроме того, время переводится еще на час назад, поэтому, поскольку мне не спалось в этом душилове, на завтрак мы пошли очень рано. На завтраке места не распределены, мы сели у окошка и любовались видами. К тому времени паром уже идет вдоль берегов Швеции, вид на «бедные» шведские дачи весьма обалденный.
Потом поднялись на палубу, грелись на солнышке, смотрели, как особо отважные туристы кормят с рук чаек.
Потом собрали свои вещи и пошли к машине. Автомобильные палубы закрывают после отплытия парома и открывают за 30 минут до приплытия. Поэтому, берите все нужные вещи сразу. Что делать с холодильником? Это проблема. Я читала в инете, что на автомобильной палубе жарко, однако, когда мы садились в машину, она показывала +24. В номере у нас, мне кажется, было больше. В дешевых каютах холодильника нет (не знаю, есть ли в более дорогих). Розетка 220В в каюте есть, но у нас (вот засада), не было переходника с прикуривателя на 220В. Выручил нас наш второй экипаж, у них холодильник модный – у него два разъема – можно подключить шнур с прикуривателем, а можно 220В. Причем, холодильник больше нашего раза в два, и не очень забит. Туда-то мы и переложили все наши продукты. Все отлично доехало, не испортилось (все продукты были в вакуумных упаковках).
При выезде с парома должны «продувать» на алкоголь. Полицейский с трубочкой действительно стоял, но никого из впереди идущих машин не продувал, нас тоже. Про остальных – не знаю.
3 день, 2 июля
Паром – Стокгольм - Карлстад
Сразу с парома мы поехали в аэропорт, встречать еще одного члена нашего экипажа, Аню. Аэропорт Арланда находится примерно в 30 км от города. В самом городе совершенно чумовые развязки, без навигатора не обойтись. Мы ехали немного раньше, чем прилетает самолет, поэтому остановились на заправке-Макдональдс - месте для отдыха на полчасика, чтобы перетасовать сумки с вещами между верхним и задним багажниками.
Кстати, таких мест по этой трассе всего два, во все остальные надо съезжать.
Не доезжая до аэропорта пару км, есть информационные стенды аэропорта, на которых мы выяснили, что там 5 терминалов, то есть пять разных зданий, расположенных достаточно далеко друг от друга. Наверное, номер терминала написан на билете, но этого никто не помнил. Кроме того, никто не помнил название авиакомпании, которой летит Аня. В справочную аэропорта дозвониться не удалось. Методом исключения маловероятных авиакомпаний решили, что нам нужен терминал 5, то есть самый близкий. Поехали туда по указателям Terminal 5 Arrive. Там есть парковка прямо на дороге, идущей вдоль здания аэропорта. Она оказалась достаточно свободная. Оплата через паркомат по 20 крон за 10 минут. Внутри зала прилета все понятно – табло, место выхода прилетевших пассажиров. Встретились и побежали в машину, так как заканчивалось время паркинга.
Поехали в Стокгольм смотреть на Вазу – затонувший корабль. Парковки около этого музея нет, поэтому припарковались около Национального музея, причем с большим трудом нашли одно место, оплатили полтора часа, пошли в Вазу.
Очереди на вход почти не было, во всяком случае, она умещалась внутри помещения. Оплатили картой. Очень долго там ходили, с трудом уложились в полтора часа. В музее очень большая экспозиция, много интересного. Есть информационные стенды, в некоторых местах на русском языке (не везде). Попадаются русскоязычные экскурсии.
Дальше побежали к машине, обнаружили, что почти все рядом стоявшие машины получили штраф за парковку. У нас его не было. Может мы такие правильные, а может просто не стали выписывать штраф русским, все равно не понятно, как его оплачивать.
Дальше поехали в Скансен. От национального музея идет узкая улица, на которой стоит большая очередь машин. Очередь упирается в шлагбаум, которым рулит тетенька. Мы открыли окно и сказали, что нам нужно в Скансен, она нас пропустила вперед. Многих заворачивали, не знаю почему. Потом, когда я посмотрела схему, которую дают в Скансене, я нашла в него несколько входов, может эта дама рулит заполнением парковок вокруг него. Во всяком случае нам не очень то повезло. Улица, на которую нас выпустили, тупиковая с петлей на дальнем конце и несколькими ответвлениями. Одно из них приводит на парковку обычного парка, оттуда до Скансена упаришься идти. Другое приводит непосредственно к входу в Скансен, но там можно парковаться только инвалидам и такси. Короче, парковка только на этой улице, только с одной стороны и очень короткая. Мы встали перед знаком Р и начали спрашиват прохожих, куда нам девать машину. Все ответы свелись к тому, что мы запарковались неправильно, надо дальше знака, а там нет места. Что делать – не понятно. И тут, на наше счастье, одна машина уехала с парковки, и мы заняли ее место. Если вы попадет в такую же ситуацию, то езжайте обратно до шлагбаума и около него направо, там должны быть еще парковочные места. Или возвращайтесь к Национальному музею.
Мы оплатили 2.5 часа парковки и, честно сказать, этого маловато. Музей очень большой и интересный, да еще нам хотелось перекусить, да туалет. Вобщем, все посмотреть не успели, обратно бежали к машине, чтобы не пропустить оплаченное время.
Ночевка у нас была в Карлстаде, поэтому после Скансена погнали туда. При бронировании через букингком мы поставили время прибытия с 8 до 9 вечера. Побоявшись не успеть, позвонили туда с дороги, и дальше начался квест. Ресепшионистка долго и интересно рассказывала нам, что надо делать, где и как искать ключи от номеров и гаража (у нас была отдельно оплачена парковка в гараже). Было очень смешно. Там был кодовый замок, ключи в коробке, которую она почему-то упорно называла book, гараж так вообще искали очень долго, перезвонили ей после прибытия еще раз, она нас долго вела по телефону, а оказалось, в итоге, что гараж находится в том же здании, но с другой стороны. Просто так это она, почему то, не сказала.
Гостиница ужасной убогости: мебель старая престарая, стены покрашены масляной краской. Положительный момент – на кухне полноценный большой холодильник, куда мы положили все наши продукты, а в морозилке заморозили холодные элементы.
4 день, 3 июля
Karlstad – Oppdal
Утром погнали на Опдал. Это самый большой наш переезд по загранице, 540 км. По дороге заехали в какой-то большой торговый центр, там перекусили, закупились едой. Это была еще Швеция, день был воскресный, но все магазины работали.
Граница между Швецией и Норвегией присутствует, обозначена она какими-то будочками и отстойником для грузовиков. Останавливаться не надо.
Уже ближе к промежуточной точек (смотровой площадке Sohlbergplassen (N 61° 52' 49» E 10° 11' 6») дорога идет по высокогорью: туман, осыпающийся дождем, узкая дорога, обочин нет, зато есть овцы, гуляющие и лежащие на дороге, и встречные машины. Вобщем, дорога тяжелая. Очень устали все. Вышли погулять по смотровой под моросящим дождем, попили чаю с бутерами и погнали в кемпинг.
Кемпинг IMI Stolen – мертвое царство. При бронировании мне сказали, что есть только голые домики на 4 кровати. А когда мы приехали, оказалось что почти все свободно. Нам дали большой дом на пять спален по 4 человека в каждой, гостиная, кухня, два туалета, один из них с душем. И все это за 1180 NOK. Правда, сказали, что могут кого-нибудь подселить, но этого не произошло.
Кемпинг старый, в доме пахнет старой пылью. В душевой очень холодно. В спальнях наоборот, стоят мощные обогреватели, которые мы включили, прогрелось все моментально. В гостиной стоит хороший кондиционер. Холодильник маленький, но с морозилкой. Из посуды только тарелки, стаканы, чашки и ложко-вилки. Для готовки посуды нет. Ванна и туалет полностью укомплектованы мылом, бумажными полотенцами, т/бумагой.
Засада оказалась с душем – маленький бак для горячей воды, хватает помыться примерно на четверых человек. И очень холодная ванная комната. Пришлось вылить часть горячей воды «в холостую», с целью согреть ванную комнату.
Мы не поняли, включена ли в стоимость финальная уборка, поэтому при выезда ограничились тем, что собрали все мусорные пакет и постелили новые.
При въезде оплатили завтраки по 85 NOK на каждого, рассчитывая хорошенько наесться перед трудным днем. И обломались: завтраки полнейшее убожество из нарезки и мерзкого кофе.
5 день, 4 июля
Oppdal – Amotan – Kristansund – Atlantik road
Поехали мы сначала в долину Амотан , посмотреть на водопад Reppdalsfossen. В инете я прочитала, что после официальной парковки есть еще одна, дикая, и нашла ее координаты N 62° 30' 30" E 9° 4' 6". Уходит эта парковка далеко от водопада. Там начинаются три туристические тропы. Куда они ведут – не известно. Мы пошли на обум по одной тропе. Шли примерно час в одну сторону, с остановками на фотографирование. Тропа идет то вниз, то вверх, по небольшим холмам. В низинах болотца, грязно и чавкает. Обновили трекинговые ботики, некоторые промочили ботинки внутри, провалившись в вводу. Брюки тоже промокли до колена. Никаких особых красот мы не нашли (но, мы явно не дошли и до конца тропы).
В этот день у нас еще были запланированы пещеры Тролькирха, поэтому повернули мы обратно к машине и поехали в Кристиансунд. В итоге водопад видели только из окон машины.
В Кристиансунде поели, купили продуктов в магазине и двинули на Атлантическую дорогу.
Там мы два раза останавливались для фотографирования. В итоге получилось все так долго, что решили мы ехать в кемпинг, а пещеры отложить на завтра, благо возвращаться в них из кемпинга было около 20км.
Кемпинг Eventyrlige Skaret очень маленький, очень аутентичный. Домики-избушки из толстенных бревен с растительностью на крыше.
Мы заказывали домик на 6 человек. В нем кухня-столовая, гостиная с диваном и телеком, ванная (с полноценной душевой кабиной и теплым полом), спальня на две двухэтажные кровати (очень маленькая коморка), на втором этаже спальня на две обычные кровати. Все комнаты очень маленькие, особенно спальня на первом этаже.
В кухне хорошая плита с вытяжкой, маленький холодильник без морозилки, кофеварка капельная без бумажных фильтров, посудомоечная машина без порошка для нее.
6 день, 5 июля
Trollkirkha - Molde - Andalsnes
Вернулись с утра к Тролькирхе. Координаты в инете (RV64, стоянка (N62.86736*E007.27466*) кто-то дал неправильные, от них до парковки еще с полкилометра. Хорошо, что мы, проезжая тут вечером, засекли дорожный указатель.
Парковка бесплатная, висит стенд с описанием маршрута, написано, что поход занимает около часа. Ага! Хорошо, что мы не пошли туда вечером. Мы там ходили 6.5 часов!
Сначала идет накатанная грунтовка (на ней, перед речкой, есть место для стихийной парковки на 2-3 машины, это экономит около километра пешего пути.
Далее только пешком. Перед речкой стоит указатель со стрелкой без всякой подписи. Если пойти по нему, то попадаешь на пешеходный мостик и начало тропы. Потом тропа упирается в почтовый ящик с непонятными надписями на норвежском (?), оттуда две тропы: влево и вправо. Мы пошли влево. А там куча мелких тропинок. Под ногами черная чавкающая грязь, поэтому каждый натаптывал себе тропу там, где ему казалось лучше. На самом деле все эти тропинки потом сходятся в одну. А когда мы возвращались обратно мы вышли к этому почтовому ящику с другой стороны, там лучше. Там через эту грязь частично проложен мостик. Так что советую идти от ящика направо, а потом вверх.
Сама тропа никак не отмечена. Это, похоже, русло ручья. Все завалено камнями и заросло корнями. Сначала тропа идет через еловый лес, там по бокам от основной тропы есть мягкие более ровные тропинки по мху и без камней. Потом столик со скамьями для отдыха. Дальше мелколесье, камни крупнее. Слева идет небольшой водопад. К нему попадаются боковые тропинки. Там можно полазить и пофотографироваться. В одном месте мы остановились надолго, там, где водопад падает с отвесной стены.
Дальше по тропе лес совсем пропадает. Это примерно полдороги до пещер. Нам повезло – когда мы шли наверх было облачно и прохладно. Несмотря на это мы потели постоянно. Так что в жару там наверно кошмар.
Потом леса вообще не будет. Голые камни, местами очень грязно под ногами, местами ползком по большим камням. Есть еще два столика для отдыха (всего их три, достаточно равномерно расставленных на тропе).
И вот он финал – пещеры. Я точно не засекла, сколько мы поднимались, но думаю, что 2-3 часа, много останавливались фотографировать.
Отдохнули, полезли в пещеру. Там без фонарика делать нечего. У нас было три фонарика на пятерых и это очень мало. Надо каждому.
Как входишь, почти сразу небольшой зальчик, там проход поворачивает вправо. Там еще один зальчик. Оттуда основной проход влево, а вправо узкий и низкий коридор. Мы потом туда лазили (там сначала на коленках, потом ползком, потом можно встать). В этот коридор не более чем вдвоем, а лучше по одному, в том единственном месте, где можно встать, еле-еле втискиваются двое. Оттуда еще чуть проползти и попадаешь в щель-окошко с видом в основной зал с водопадом. Основной путь ведет в зал с водопадом. Чаша воды очень большая. На краю всем места не хватило, любовались по очереди. Штатив поставить некуда.
Перед нами шел норвежец (мы с ним потом познакомились) тоже со штативом, у него была классная обувь – высокие до колена прорезиненные ботинки со шнуровкой наверху. Он в них вставал прям в воду, и фотографировал.
Вылезли из пещеры, сели отдыхать. Смотрим, народ идет еще выше. Заслали туда гонцов – оказалось, что там еще одна пещера. К ней надо идти выше первой справа, потом вдоль канатов до лестницы, по ней вниз. Внизу офигительная пещера из белого мрамора, водопад. Места много, можно идти большой толпой. Мне эта пещера показалась намного красивее первой.
Дальше от этой пещеры есть еще канаты вверх, там этими канатами ограничен край обрыва и получается типа смотровой площадки. Мы там сидели и разглядывали через бинокль красоты. На этом месте тропа заканчивается. Но, самая отважная наша Аня пошла дальше до снега. Это еще минут 10-15 дороги и можно лепить снеговиков и валяться в снегу.
Кроме того, пока мы сидели на этой «смотровой площадке» к нам подошел тот самый норвег. Он нам рассказал, что у нас за спиной есть лаз в еще одну пещеру, там беломраморный коридор и водопад. Мы, к сожалению, не сфотографировали этот вход. Попробую объяснить: если стоять около каната на смотровой лицом вниз, то двигаться надо вправо. Там канат заканчивается, а тропинка - нет. Тропинка делает петлю, огибая маленький холм и нагромождение камней, дальше тропа теряется. Надо попасть на линию примерно середины каната на смотровой и смотреть вниз в противоположную сторону от смотровой. Там в земле дыра между камнями, достаточная только для одного человека. Потом на карачках вдоль веревки, потом можно встать. Коридор из белого мрамора, достаточно большой и широкий, течет ручей. Потом узкий переход, за ним шумит водопад. Мы туда не дошли, хотя это возможно. У нас осталось всего два фонарика. Мы устали и промокли. Вобщем, кто туда доберется, пришлите, пожалуйста, фотографии, очень интересно посмотреть.
Путь вниз быстрый, меньше часа. Но стремный в районе больших плоских камней.
В итоге, если вы очень не отвлекаетесь на фотографирование и любование красотами в бинокль, то на весь поход можно отвести часа 4.
Наверху, около пещер, наблюдали шикарную картину: туда пришла норвежка (?) с двухлетним дитем в специальном рюкзаке типа кенгурятника. Выпустила там дите и они там гуляли, лазили везде. Потом, на обратной дороге, эта норвежка нас обогнала, легко перепрыгивая (это не преувеличение) с камня на камень. Так что, норвежские женщины крутые…
Пришли, в машине переоделись, двинули в город Анделснес, где у нас была запланирована ночевка в Андалснес кемпинге. Перед самым кемпингом заехали к стене Троллей на пять минут, чисто поглазеть.
С кемпингом вышла засада. Перед отъездом я им (и всем остальным) написала, что мы будем после 20:00, на что они мне ответили, что это ОК и рецепция работает до 22-23.Мы приехали даже чуть раньше восьми вечера, но наш домик был уже продан. Ресепшионистка вежливо улыбалась и говорила, что по правилам мы должны были заселиться до 18:00, что они нам звонили и писали е-мейл, но мы не ответили, и, типа сами виноваты. На самом деле, никакой емейл она не писала и никуда не звонила.
Она сделала нам «любезность» и позвонила в другой какой-то кемпинг, где было два свободных домика, и объяснила, как туда ехать. Это был кемпинг Lennsmanns Garden, расположенный в городе Innfjord, на берегу фьорда, маленький семейный кемпинг. Чего не скажешь об Андалсненс кемпинг, тесном скопище туристов на голой площадке (ни одного деревца). В кемпинге нас встретила хозяйка, показала домик. У них один большой дом разделен на 4 или 5 аппартаментов. Внутри две огромные комнаты и душевая. Очень большая кухня-гостинная с полноценной плитой и большим двухкамерным холодильником. Обеденный стол, два стула, диван, два кресла, журнальный стол, шкаф, плоский телевизор на стене. Железная печка, дрова.
В спальне составлены рядом две кровати с очень хорошими матрасами. И двухэтажная кровать.
В ванной душевая часть отделяется шторкой. Теплый пол есть, но не работает. Зато есть раскладная сушка для белья.
Все новое, чистое. Полно разнообразной посуды. Капельная кофеварка (опять без бумажных фильтров ).
Стулья мы добрали снаружи. В домике две террасы спереди и сзади. И на этих террасах стоят деревянные стулья.
Мы попросили хозяйку постираться, и она нас пустила в подсобное помещение, где была допотопная стиральная машина с отдельной центрифугой. Стирка нам ничего не стоила и даже порошок дали. Сушить все повесили в комнате, потом пожалели, что не протопили печку – ничего не высохло.
7 день, 6 июля
Andalsnes - дорога Троллей – водопад Stigfossen – дорога Орлов – Geiranger – Olden
Этот день был простой. Все красоты – на машине. Лестница троллей – не такая уж страшная дорога. Если едешь снизу (как мы), то в первой ее части (до мостика) видно, что и кто тебя ожидает впереди. Можно постоять в повороте и пропустить.
Автобусы нам, к счастью, не попадались, а с легковушками можно спокойно не спеша разъехаться. На перевале два пешеходных моста на смотровые площадки, сувенирные магазины. Мы припарковались сразу же на въезде на перевал, около первого сувенирного магазина. Там парковочных мест машин на пять. А дальше, около кафе есть большая парковочная площадка.
Потом от перевала вниз идет красивая дорога, видно озеро, откуда вытекает водопад.
Везде попадаются участки снега. Видели, как мужики из машины достали лыжи и пошли к снеговому участку. Участок небольшой, но с уклоном. А внизу камни. Как они там собирались кататься – не понятно.
Мы остановились на большой парковочной площадке около снега. Пофотографировались, повалялись. Потом смотрели дог-шоу: какая-то пара привела собаку (голдена), и эта псина валялась и бесилась в снегу на потеху толпы.
Вниз к Гейрангеру идет дорога Орлов. Скорее ее надо было назвать дорогой водопадов, потому что они там везде. Остановились на большой парковке рядом со смотровым лабиринтом N62*19'51.0«E007*28'15.0.
Там приличная кафешка со столиками с видом на водопад и бесплатными туалетами. В кафешке пообедали и поехали в Гейрангер.
С Гейрангера начинаются туристические места. Там туристов возят автобусами, они толпами ходят, разевают рты и лезут в кадр.
В Гейрангере есть бесплатная парковка вокруг места, расчерченного на коридоры для заезда на паром. Оттуда до информационного центра пять минут. Мы не хотели на экскурсионный кораблик, а выбрали паром Geiranger-Hellesylt. Паром ходит раз в полтора часа. Ближайшее время было на 17:00. Билеты заранее купить нельзя. Мальчик в информационном центре сказал нам, что очередь надо занимать за полчаса до отплытия. Мы так и сделали, но мест пустых на пароме было достаточно. Так что, если вы знаете расписание, то можно подъехать прям к отправке, которая, кстати, задержалась минут на 10. В самом Гейрангере делать абсолютно нечего, кроме сувенирных магазинов и фаст-фуда.
В Хеллесунде очень красивое место с паромным причалом, там выходит во фьрд горный поток.
Пассажиры, идущие с парома пешком, во всю фотографируют. Мы же полюбовались из машины и поехали в сторону Олдена. На выезде из города два продуктовых магазина, где мы закупились едой. Наконец-то нам удалось купить свежей рыбы. Была она упакована в корытца кусочками по 300 грамм и стоила 133 NOK за кг.
Дорога до Олдена, на мой взгляд, была пострашнее лестницы Троллей. Может быть потому, что я была за рулем. Во всяком случае, больше половины дороги – на одну машину и с закрытыми поворотами. Кроме того, в одном месте в навигаторе отсутствовал кусок новой дороги, и он нас провел по старой узкой дороге через населенный пункт.
В Олдене, в кемпинге Gryta, нас ждали. Очень приветливый хозяин, его дочь Линда ведет переписку и помогает в кемпинге. Хорошо встречают русских, так как дочка была в Москве и собирается в Москву. Она играет на аккордеоне и ездит выступать.
В кемпинге всего пять одинаковых домиков, а остальная территория – для палаток и кемперов.
Дом делится на две половины. В первой: маленькая кухня с двухконфорочной плиткой без духовки, маленькая раковина, обеденный стол, 4 стула, диван, 4 кресла, столик типа журнального, но большой. Во второй: две двухэтажные кровати, у одной из них внизу двухспальное место, ларь для одеял и подушек, его можно использовать, как большую тумбочку, стул. Итого вместе с диваном 6 спальных мест. А мы заранее попросили дополнительную кровать, которой и не воспользовались.
На кухне, кастрюли, столовая посуда, тряпка, полотенце, губки для посуды и средство для мытья посуды. Холодильник маленький, но с морозилкой. Под раковиной отдельный бак для горячей воды. Кофеварка с фильтрами!
В общей санитарной зоне очень чисто. Три душевых кабины (изнутри закрываются), пять туалетных кабинок. 4 или 5 раковин с полочками и зеркалами. Жетончики для душа по 10 NOK за 5 минут. Мы взяли 12 жетонов на пятерых, но, столько не израсходовали. Потом вернули оставшиеся на рецепцию, получили за них деньги.
Для стиральной и сушильной машины тоже нужны жетоны, они по 35 NOK. Порошок не дают.
В отдельном помещение стоят две стиралки, одна сушильная машина. Постираться то мы постирались, а вот сушилку перед нами мучила соседняя семья французов и замучила совсем. Сушилка сожрала наш жетон, а работать отказалась. И у нас прибавилось еще куча мокрых вещей. На крыльце нашего домика была натянута веревка, на нее то все и развесили в три слоя. Ничего не высохло.
Кроме того, в общей кухне есть три раковины для мытья посуды, микроволновка и одна двухконфорочная плитка а-ля бедный дачник.
Кстати, в доме плиту я сначала включить не смогла. Оказывается, она работает, только если включен таймер ;-)
8 день, 7 июля
Олден – ледник Бриксдальсбреен – Берген
От кемпинга Грита до парковки ледника Бриксдаел ехать минут 10-15. Проезжаете мостик, за ним большая парковка. Въезд на нее сразу после мостика. Можно здесь не въезжать, проехать вперед и в горку, сразу перед первым кафе свернуть направо вниз, попадете тоже на парковку, тоже платную. Отсюда идти ближе.
Дальше надо пройти через площадь с кафешками и магазинами и за ними начинаются тропа и дорога к леднику. По дороге можно ехать на маленьком автомобильчике, не бесплатно, конечно. Но, если вы очень устали в предыдущие дни, то есть шанс поберечь силы.
Дорога длиннее, но она ровная, а тропа гористо-холмистая и с камушками.
Сначала идти минут 15 до точки, где сходятся тропа и дорога. Тут дорога поворачивает на мостик, вокруг которого низвергается водопад. Причем душ очень сильный. Перед этим местом надо одеть куртки или плащи.
В «душ» не попадаешь, если пойдешь по тропе. Тропа с этого места уходит в горку и водопад с нее вообще не видно.
Дальше мы шли по серпантину. Его в одном месте можно срезать, там есть лестница, позволяющая миновать один виток серпантина. Потом опять мостик, но уже без душа. И дальше боле менее равнинная дорога. Здесь открывается вид на другой язык ледника, распложенный правее и выше. Этот ледник весь течет, с него льются огромные водопады.
Потом по ходу тропа и дорога сходятся на площадке – остановке для машин. Отсюда все идут пешком. Здесь можно отдохнуть. Есть бесплатный туалет.
Дальше еще немного в гору, но без всякого экстрима, и вот берег озера и ледник во всей своей красе.
К самому леднику пройти нельзя, там все закрыто забором и написано, что ходить туда нельзя, а то «снег в башка попадет». Но среди нас нашлись отчаянные ребята, которые перемахнули через заборчик и пошли к леднику. Сам ледник потрогать все равно не удалось, только кусок льда, свалившийся с него. Пока фотографировались случился небольшой обвал, с ледника покатились небольшие куски льда. Со стороны тех, кто остался за заборчиком, смотрелось страшно. Остальным было весело.
Итого вернулись к машине в 13:30, то есть ходили около четырех часов.
Потом у нас был довольно большой переезд в сторону Бергена, 270 км. Ехали мы его около 6 часов. Местами дорога-серпантин в одну машину, паром, потом очень много туннелей, с середины дороги начался сильный дождь. И хочешь ехать быстрее, а не получается. В итоге большой и утомительный переезд.
С паромом повезло. Перед нами шла фура, которую все встречные боялись и на серпантине пропускали, а мы за ней. Фура, как потом выяснилось, опаздывала на этот паром, и гнала со всей дури. Так что на паром мы влетели, когда первую очередь уже загрузили. На пароме приличный буфет, где мы перехвалили фаст фуда.
Памятуя потерю резерва домика в Андалснесе, мы позвонили с дороги в кемпинг bruvoll camping около 6 часов. И правильно сделали. Перед нами ушла оттуда машина страждущих туристов ни с чем, наш резерв держали, а могли бы и им отдать.
Домик очень интересный. Он полутораэтажный. Внутри одно большое помещение кухни-гостинной, две спальни и ванная. А над спальнями и ванной сверху половинчатый этаж – эдакие полати с матрасами. Так что получается, что дом человек на 10, не меньше.
В гостиной диван, кресло, столик, телевизор. В столовой большой полноценный стол и много стульев. Кухня огромная. Есть маленький холодильник с морозильником, посудомойка с порошком, микроволновка, чайник, кофеварка (думала, что без фильтров, потом нашли целую упаковку в шкафу на самой верхней полке), термос, полноценная плита с духовкой, тряпки, полотенца, средство для мытья посуды. Куча кухонной и столовой посуды. И даже немного соли, сахара и специй.
Ванная с теплым полом (работающим), душевая кабина со стенками, но без поддона.
Вокруг дома с двух сторон идет терраса. На террасе натянута веревка, но после дождя было так сыро, что все наши мокрые вещи пришлось раскладывать и развешивать по дому, так как доме сушить было негде.
С террасы вид на долину, а вблизи загоны с животными: три козы, куры, утки, поросята.
Продолжение следует...
Последнее редактирование: