На Форике по Скандинавии. Финляндия-Швеция-Норвегия 2011

Falcon256

На тропе
12 Авг 2009
72
61
0
Москва, ЮВАО
Накануне нового туристического сезона размещаю отчет, написанный моей супругой по итогам нашей прошлогодней поездки по Скандинавии. Надеюсь, пригодится.

Финляндия-Швеция-Норвегия 2011 год

Подготовительный этап.

Под Новый Год мы окончательно приняли решение ехать в Норвегию, и я начала читать отзывы о поездках. Два с половиной месяца у меня ушло на составление маршрута. В апреле я начала переписку с кемпингами и бронирование билетов на паром. На кемпинги ушел целый месяц. Многие не отвечают вообще, многие отказывают. В итоге получается, что выбирать не из чего – один положительный ответ из того города, где запланирована ночевка. Но, справедливости ради, скажу, что считаю эти усилия не напрасными. Мы везде четко шли по составленному маршруту и везде знали, что у нас есть гарантированный ночлег. Мы могли позволить себе гулять по достопримечательностям сколько хотим, надо только вечером с дороги звонить в кемпинг и предупреждать о времени прибытия. Везде хозяева идут на встречу и ждут или оставляют ключи. Кстати, официально туристический сезон в Норвегии начинается с 1 мая и многие кемпинги начинают работать с этого дня. Может быть поэтому, уже когда у меня все было заказано, в начале мая мне пришло еще несколько положительных ответов от кемпингов.

Перед майскими праздниками я звонила дважды в посольство Норвегии (телефон и время работы визового отдела есть на официальном сайте) и уточняла вопросы по документам. Многие в инете спрашивают про водительские права: в Норвегии международные права не нужны. Мне это сказали в посольстве, у меня приняли ксерокопии обычных российских прав, и никто и нигде за границей вообще не поинтересовался нашими водительскими правами.

Все документы на визы мы заполняли через интернет (есть ссылка на визовом портале). На шесть человек у нас ушло около трех часов работы вдвоем (один диктует, другой набивает). У двоих из нашей команды были французские полугодовые визы. При оформлении мы выбрали «группа туристов», документы за всех отвозила и забирала я одна, причем на это не нужна никакая доверенность. После оформления попадаешь в систему оплаты через интернет, оплачиваешь через карту и получаешь время, когда надо привезти документы в посольство. Это время можно менять. Лучше его изменить на те часы, когда нет официального приема в визовом отделе, тогда там нет никакой толкотни, тишина, пускают по списку. На всю сдачу документов уходит десять минут. Анкеты распечатывать не надо, только «письма-соглашения», причем на логотип надо наклеить фото, а в конце расписаться. Забирать документы можно только в официальные часы, и тут толкотня, очередь и душилово. Я приехала в 9:45, получила документы в 11:30 (в 12 они закрываются).
При оформлении анкет через инет мы указали даты въезда и выезда из шенгенской зоны на один день больше. Естественно, на этот день у нас не было никаких подтверждений о гостиницах, но это нам не помешало получить визы на эти дни.

1 день, 30 июня

Москва – Санкт-Петербург – Брусничное - Котка

Выехали из дома в 6:00 (ЮВАО), быстро проехали по Москве, забрали друга, живущего на Волоколамском шоссе, и погнали на Питер. Дорога до Питера местами плохая – сильно разбита, много фур, короткие карманы для обгона, много населенных пунктов. Очень большие пробки на встречке (из Питера) из-за ремонта дороги. Это нас ждет на обратном пути. А по дороге в Питер одна пробка – Вышний Волочек. Пробка длиной 12-16 км, проезжали около часа, немного больше.
Останавливались 4 раза на 20-30 минут на больших заправках (Lukoil, Shell). Там везде есть туалеты разной степени чистоты.
До КАД Питера доехали в 18:00 (то есть ровно 12 часов). Ехали в три водителя, примерно по 200км за смену.
Прикинули, что при таком раскладе, до границы мы доедем слишком быстро и огребем большую очередь. Поэтому поехали в Мегу Дыбенко, там поели и сходили в кино. В 21:15 выехали из Меги в сторону Выборга. Дорога к Выборгу вся в ремонте, стояли в пробке около часа не доезжая 50 км до самого Выборга. Очень много шло попутных машин, и грузовых, и легковых. Прикинув, что все они едут до границы, решил ехать на КПП Брусничное, и не прогадали. Приехали на КПП в 0:05. Границу перешли очень быстро, за 50 минут вместе с посещением дьюти фри (было три коридора по 5-7 машин в каждом). На нашей стороне машины осматривали полностью, включая верхний багажник. На финской стороне только заглянули в салон, но, зато при паспортном контроле задавали много всяких вопросов: куда, зачем, на сколько дней и тд. А вообще, не напряжно, да и белые ночи располагают к длинному дню, спать не тянет. На финской стороне перевели часы на час назад.
У нас не был забронирован отель, поэтому действовали так: по iGO вывели список ближайших отелей с телефонами и стали обзванивать (не прекращая движения, естественно). Некоторые телефоны incorrect, в одном из ближайших отелей ответили, что мест нет. Положительный ответ дал отел Cumulus, это 3км не доезжая Котки. Решили в отели, встречающиеся по дороге, не заезжать (их, кстати, очень мало в районе Лааперанты) и гнать до Котки. Для себя сделали вывод: надо составлять заранее список отелей с телефонами, так удобнее.
Отель Cumulus, очень приличный для своей цены (85 евро за номер на двоих + завтрак). Легкая обшарпанность присутствует, но не страшно. Самое плохое – нет кондиционеров и даже вентиляторов. А ночью на улице было +27. Завтрак континентальный полноценный: каша, разные хлопья и мюсли, яйца, омлет, сосиски, фрикадельки, оладьи, мясная и сырная нарезки, разные овощи, хлеб, булочки (самые простые), один сладкий тортик с яблоками. Чай, кофе (из кофемашины, но поганый), сок, молоко, сливки.

2 день, 1 июля

Котка – Хельсинки - паром

Взяли на рецепции отеля бесплатную карту города Котка, посмотрели, что там есть интересного и поехали в океанариум. Океанариум не очень большой, но прикольно сделаны аквариумы – в один и тот же аквариум можно посмотреть через выпуклые и вогнутые окна, они дают эффект уменьшения и увеличения. Есть аквариумы с «развлекухой»: найти 5 мальков, найти 8 рыб, похожих на камбалу.
Потом закупились в универмаге Призма (N60*30'04.8" Е026*52'10.9") всякой едой (рыба в вакууме, нарезка, немного молочных продуктов, расплачивались картой, кроме того, там была распродажа детской весенней одежды со скидками 30-50%, я, конечно, закупилась. Костюм брюки-куртка Lunta, верх не промокаемый, подкладка дышащая – 30 евро, отдельно брюки без лямок 8 евро) и поехали в Хельсинки. Машину поставили на стоянке около парома (оплата через паркоматы, платили наличкой). Дошли до православного собора, побыли внутри. Потом спустились вниз (он стоит на горе, прям рядом с ним бесплатная приватная парковка) к платной стоянке, там встретились с нашим вторым экипажем. Они выехали из Москвы около 11 вечера и ехали без остановок до границы. Переходили границу в середине дня в Торфяновке, стояли около двух часов в очереди.
Паром мы заказали Viking Line, вдоль набережной надо ехать и смотреть на указатели паромных компаний. Заезд для Viking Line в самом конце. Если вы не хотите платить за парковку, то можно сразу проехать первичный контроль (будка с шлагбаумом, где надо только махнуть распечаткой билетов) и встать в линию перед одной из следующих будок контроля. Потом ждать, когда начнут пускать на паром. Когда мы подъехали к парковке (это было часа за 2 до отправления паром, там таких экономных стояло 2 или 3 машины). Мы заезжали на паром примерно в 17:10, были одними из первых, поэтому попали на палубу для грузовиком. Был у нас момент переживания по поводу того, что высота нашей машины с боксом превышает 1.9 метра. Читала я в интернете, что кого-то заставляли снимать бокс, кто-то доплачивал и тд. Если вы попадаете на палубу для грузовиков, то такой проблемы у вас не будет. Кроме того, вас с парома выпустят первыми.
Поскольку заказывали паром мы в апреле, то, во-первых, получили скидку за ранний заказ, во-вторых смогли заказать самые экономичные каюты. Это вторая палуба, от палубы с машиной пешком один лестничный пролет. Каюта удобная, но очень душная. Может от того, что нас было четверо, может плохо работала вентиляция. В нашем втором экипаже было трое человек, они так же мучились от духоты. В следующий раз надо поискать в интернете инфу по этому вопросу. Комфортность каюты очень приличная, а вот кондиционирование ужасное.
При въезде на паром, если у вас оплачен ужин, дают листочек с планом ресторана, где отмечают ваш столик. Потом эту бумажку проверят на входе в ресторан, а заберут, когда вы сядете на места. Кроме того, к бумажке прикреплен купон на ужин, где указано время ужина. Есть две смены – первая с 17:30, то есть, сразу после погрузки, вторая с 20:30. Мы попали во вторую смену, хотя при заказе билетов мне никто не предложил выбор. До 20:30 ждать долго, мы порядком оголодали, так как не пообедали в городе. Зато потом уж наелись, так наелись, просто таки объелись.
На завтрак надо приходить просто со своим билетиком (наверно билеты разные у тех, кто оплачивал завтрак и тех, кто не оплачивал). Завтрак начинается в 7 утра, кроме того, время переводится еще на час назад, поэтому, поскольку мне не спалось в этом душилове, на завтрак мы пошли очень рано. На завтраке места не распределены, мы сели у окошка и любовались видами. К тому времени паром уже идет вдоль берегов Швеции, вид на «бедные» шведские дачи весьма обалденный.
Потом поднялись на палубу, грелись на солнышке, смотрели, как особо отважные туристы кормят с рук чаек.
Потом собрали свои вещи и пошли к машине. Автомобильные палубы закрывают после отплытия парома и открывают за 30 минут до приплытия. Поэтому, берите все нужные вещи сразу. Что делать с холодильником? Это проблема. Я читала в инете, что на автомобильной палубе жарко, однако, когда мы садились в машину, она показывала +24. В номере у нас, мне кажется, было больше. В дешевых каютах холодильника нет (не знаю, есть ли в более дорогих). Розетка 220В в каюте есть, но у нас (вот засада), не было переходника с прикуривателя на 220В. Выручил нас наш второй экипаж, у них холодильник модный – у него два разъема – можно подключить шнур с прикуривателем, а можно 220В. Причем, холодильник больше нашего раза в два, и не очень забит. Туда-то мы и переложили все наши продукты. Все отлично доехало, не испортилось (все продукты были в вакуумных упаковках).
При выезде с парома должны «продувать» на алкоголь. Полицейский с трубочкой действительно стоял, но никого из впереди идущих машин не продувал, нас тоже. Про остальных – не знаю.

3 день, 2 июля

Паром – Стокгольм - Карлстад

Сразу с парома мы поехали в аэропорт, встречать еще одного члена нашего экипажа, Аню. Аэропорт Арланда находится примерно в 30 км от города. В самом городе совершенно чумовые развязки, без навигатора не обойтись. Мы ехали немного раньше, чем прилетает самолет, поэтому остановились на заправке-Макдональдс - месте для отдыха на полчасика, чтобы перетасовать сумки с вещами между верхним и задним багажниками.
Кстати, таких мест по этой трассе всего два, во все остальные надо съезжать.
Не доезжая до аэропорта пару км, есть информационные стенды аэропорта, на которых мы выяснили, что там 5 терминалов, то есть пять разных зданий, расположенных достаточно далеко друг от друга. Наверное, номер терминала написан на билете, но этого никто не помнил. Кроме того, никто не помнил название авиакомпании, которой летит Аня. В справочную аэропорта дозвониться не удалось. Методом исключения маловероятных авиакомпаний решили, что нам нужен терминал 5, то есть самый близкий. Поехали туда по указателям Terminal 5 Arrive. Там есть парковка прямо на дороге, идущей вдоль здания аэропорта. Она оказалась достаточно свободная. Оплата через паркомат по 20 крон за 10 минут. Внутри зала прилета все понятно – табло, место выхода прилетевших пассажиров. Встретились и побежали в машину, так как заканчивалось время паркинга.
Поехали в Стокгольм смотреть на Вазу – затонувший корабль. Парковки около этого музея нет, поэтому припарковались около Национального музея, причем с большим трудом нашли одно место, оплатили полтора часа, пошли в Вазу.
Очереди на вход почти не было, во всяком случае, она умещалась внутри помещения. Оплатили картой. Очень долго там ходили, с трудом уложились в полтора часа. В музее очень большая экспозиция, много интересного. Есть информационные стенды, в некоторых местах на русском языке (не везде). Попадаются русскоязычные экскурсии.
Дальше побежали к машине, обнаружили, что почти все рядом стоявшие машины получили штраф за парковку. У нас его не было. Может мы такие правильные, а может просто не стали выписывать штраф русским, все равно не понятно, как его оплачивать.
Дальше поехали в Скансен. От национального музея идет узкая улица, на которой стоит большая очередь машин. Очередь упирается в шлагбаум, которым рулит тетенька. Мы открыли окно и сказали, что нам нужно в Скансен, она нас пропустила вперед. Многих заворачивали, не знаю почему. Потом, когда я посмотрела схему, которую дают в Скансене, я нашла в него несколько входов, может эта дама рулит заполнением парковок вокруг него. Во всяком случае нам не очень то повезло. Улица, на которую нас выпустили, тупиковая с петлей на дальнем конце и несколькими ответвлениями. Одно из них приводит на парковку обычного парка, оттуда до Скансена упаришься идти. Другое приводит непосредственно к входу в Скансен, но там можно парковаться только инвалидам и такси. Короче, парковка только на этой улице, только с одной стороны и очень короткая. Мы встали перед знаком Р и начали спрашиват прохожих, куда нам девать машину. Все ответы свелись к тому, что мы запарковались неправильно, надо дальше знака, а там нет места. Что делать – не понятно. И тут, на наше счастье, одна машина уехала с парковки, и мы заняли ее место. Если вы попадет в такую же ситуацию, то езжайте обратно до шлагбаума и около него направо, там должны быть еще парковочные места. Или возвращайтесь к Национальному музею.
Мы оплатили 2.5 часа парковки и, честно сказать, этого маловато. Музей очень большой и интересный, да еще нам хотелось перекусить, да туалет. Вобщем, все посмотреть не успели, обратно бежали к машине, чтобы не пропустить оплаченное время.
Ночевка у нас была в Карлстаде, поэтому после Скансена погнали туда. При бронировании через букингком мы поставили время прибытия с 8 до 9 вечера. Побоявшись не успеть, позвонили туда с дороги, и дальше начался квест. Ресепшионистка долго и интересно рассказывала нам, что надо делать, где и как искать ключи от номеров и гаража (у нас была отдельно оплачена парковка в гараже). Было очень смешно. Там был кодовый замок, ключи в коробке, которую она почему-то упорно называла book, гараж так вообще искали очень долго, перезвонили ей после прибытия еще раз, она нас долго вела по телефону, а оказалось, в итоге, что гараж находится в том же здании, но с другой стороны. Просто так это она, почему то, не сказала.
Гостиница ужасной убогости: мебель старая престарая, стены покрашены масляной краской. Положительный момент – на кухне полноценный большой холодильник, куда мы положили все наши продукты, а в морозилке заморозили холодные элементы.

4 день, 3 июля

Karlstad – Oppdal


Утром погнали на Опдал. Это самый большой наш переезд по загранице, 540 км. По дороге заехали в какой-то большой торговый центр, там перекусили, закупились едой. Это была еще Швеция, день был воскресный, но все магазины работали.
Граница между Швецией и Норвегией присутствует, обозначена она какими-то будочками и отстойником для грузовиков. Останавливаться не надо.
Уже ближе к промежуточной точек (смотровой площадке Sohlbergplassen (N 61° 52' 49» E 10° 11' 6») дорога идет по высокогорью: туман, осыпающийся дождем, узкая дорога, обочин нет, зато есть овцы, гуляющие и лежащие на дороге, и встречные машины. Вобщем, дорога тяжелая. Очень устали все. Вышли погулять по смотровой под моросящим дождем, попили чаю с бутерами и погнали в кемпинг.
Кемпинг IMI Stolen – мертвое царство. При бронировании мне сказали, что есть только голые домики на 4 кровати. А когда мы приехали, оказалось что почти все свободно. Нам дали большой дом на пять спален по 4 человека в каждой, гостиная, кухня, два туалета, один из них с душем. И все это за 1180 NOK. Правда, сказали, что могут кого-нибудь подселить, но этого не произошло.
Кемпинг старый, в доме пахнет старой пылью. В душевой очень холодно. В спальнях наоборот, стоят мощные обогреватели, которые мы включили, прогрелось все моментально. В гостиной стоит хороший кондиционер. Холодильник маленький, но с морозилкой. Из посуды только тарелки, стаканы, чашки и ложко-вилки. Для готовки посуды нет. Ванна и туалет полностью укомплектованы мылом, бумажными полотенцами, т/бумагой.
Засада оказалась с душем – маленький бак для горячей воды, хватает помыться примерно на четверых человек. И очень холодная ванная комната. Пришлось вылить часть горячей воды «в холостую», с целью согреть ванную комнату.
Мы не поняли, включена ли в стоимость финальная уборка, поэтому при выезда ограничились тем, что собрали все мусорные пакет и постелили новые.
При въезде оплатили завтраки по 85 NOK на каждого, рассчитывая хорошенько наесться перед трудным днем. И обломались: завтраки полнейшее убожество из нарезки и мерзкого кофе.

5 день, 4 июля

Oppdal – Amotan – Kristansund – Atlantik road


Поехали мы сначала в долину Амотан , посмотреть на водопад Reppdalsfossen. В инете я прочитала, что после официальной парковки есть еще одна, дикая, и нашла ее координаты N 62° 30' 30" E 9° 4' 6". Уходит эта парковка далеко от водопада. Там начинаются три туристические тропы. Куда они ведут – не известно. Мы пошли на обум по одной тропе. Шли примерно час в одну сторону, с остановками на фотографирование. Тропа идет то вниз, то вверх, по небольшим холмам. В низинах болотца, грязно и чавкает. Обновили трекинговые ботики, некоторые промочили ботинки внутри, провалившись в вводу. Брюки тоже промокли до колена. Никаких особых красот мы не нашли (но, мы явно не дошли и до конца тропы).
В этот день у нас еще были запланированы пещеры Тролькирха, поэтому повернули мы обратно к машине и поехали в Кристиансунд. В итоге водопад видели только из окон машины.


В Кристиансунде поели, купили продуктов в магазине и двинули на Атлантическую дорогу.

Там мы два раза останавливались для фотографирования. В итоге получилось все так долго, что решили мы ехать в кемпинг, а пещеры отложить на завтра, благо возвращаться в них из кемпинга было около 20км.


Кемпинг Eventyrlige Skaret очень маленький, очень аутентичный. Домики-избушки из толстенных бревен с растительностью на крыше.

Мы заказывали домик на 6 человек. В нем кухня-столовая, гостиная с диваном и телеком, ванная (с полноценной душевой кабиной и теплым полом), спальня на две двухэтажные кровати (очень маленькая коморка), на втором этаже спальня на две обычные кровати. Все комнаты очень маленькие, особенно спальня на первом этаже.

В кухне хорошая плита с вытяжкой, маленький холодильник без морозилки, кофеварка капельная без бумажных фильтров, посудомоечная машина без порошка для нее.

6 день, 5 июля

Trollkirkha - Molde - Andalsnes

Вернулись с утра к Тролькирхе. Координаты в инете (RV64, стоянка (N62.86736*E007.27466*) кто-то дал неправильные, от них до парковки еще с полкилометра. Хорошо, что мы, проезжая тут вечером, засекли дорожный указатель.

Парковка бесплатная, висит стенд с описанием маршрута, написано, что поход занимает около часа. Ага! Хорошо, что мы не пошли туда вечером. Мы там ходили 6.5 часов!
Сначала идет накатанная грунтовка (на ней, перед речкой, есть место для стихийной парковки на 2-3 машины, это экономит около километра пешего пути.
Далее только пешком. Перед речкой стоит указатель со стрелкой без всякой подписи. Если пойти по нему, то попадаешь на пешеходный мостик и начало тропы. Потом тропа упирается в почтовый ящик с непонятными надписями на норвежском (?), оттуда две тропы: влево и вправо. Мы пошли влево. А там куча мелких тропинок. Под ногами черная чавкающая грязь, поэтому каждый натаптывал себе тропу там, где ему казалось лучше. На самом деле все эти тропинки потом сходятся в одну. А когда мы возвращались обратно мы вышли к этому почтовому ящику с другой стороны, там лучше. Там через эту грязь частично проложен мостик. Так что советую идти от ящика направо, а потом вверх.
Сама тропа никак не отмечена. Это, похоже, русло ручья. Все завалено камнями и заросло корнями. Сначала тропа идет через еловый лес, там по бокам от основной тропы есть мягкие более ровные тропинки по мху и без камней. Потом столик со скамьями для отдыха. Дальше мелколесье, камни крупнее. Слева идет небольшой водопад. К нему попадаются боковые тропинки. Там можно полазить и пофотографироваться. В одном месте мы остановились надолго, там, где водопад падает с отвесной стены.
Дальше по тропе лес совсем пропадает. Это примерно полдороги до пещер. Нам повезло – когда мы шли наверх было облачно и прохладно. Несмотря на это мы потели постоянно. Так что в жару там наверно кошмар.
Потом леса вообще не будет. Голые камни, местами очень грязно под ногами, местами ползком по большим камням. Есть еще два столика для отдыха (всего их три, достаточно равномерно расставленных на тропе).
И вот он финал – пещеры. Я точно не засекла, сколько мы поднимались, но думаю, что 2-3 часа, много останавливались фотографировать.
Отдохнули, полезли в пещеру. Там без фонарика делать нечего. У нас было три фонарика на пятерых и это очень мало. Надо каждому.
Как входишь, почти сразу небольшой зальчик, там проход поворачивает вправо. Там еще один зальчик. Оттуда основной проход влево, а вправо узкий и низкий коридор. Мы потом туда лазили (там сначала на коленках, потом ползком, потом можно встать). В этот коридор не более чем вдвоем, а лучше по одному, в том единственном месте, где можно встать, еле-еле втискиваются двое. Оттуда еще чуть проползти и попадаешь в щель-окошко с видом в основной зал с водопадом. Основной путь ведет в зал с водопадом. Чаша воды очень большая. На краю всем места не хватило, любовались по очереди. Штатив поставить некуда.

Перед нами шел норвежец (мы с ним потом познакомились) тоже со штативом, у него была классная обувь – высокие до колена прорезиненные ботинки со шнуровкой наверху. Он в них вставал прям в воду, и фотографировал.
Вылезли из пещеры, сели отдыхать. Смотрим, народ идет еще выше. Заслали туда гонцов – оказалось, что там еще одна пещера. К ней надо идти выше первой справа, потом вдоль канатов до лестницы, по ней вниз. Внизу офигительная пещера из белого мрамора, водопад. Места много, можно идти большой толпой. Мне эта пещера показалась намного красивее первой.

Дальше от этой пещеры есть еще канаты вверх, там этими канатами ограничен край обрыва и получается типа смотровой площадки. Мы там сидели и разглядывали через бинокль красоты. На этом месте тропа заканчивается. Но, самая отважная наша Аня пошла дальше до снега. Это еще минут 10-15 дороги и можно лепить снеговиков и валяться в снегу.
Кроме того, пока мы сидели на этой «смотровой площадке» к нам подошел тот самый норвег. Он нам рассказал, что у нас за спиной есть лаз в еще одну пещеру, там беломраморный коридор и водопад. Мы, к сожалению, не сфотографировали этот вход. Попробую объяснить: если стоять около каната на смотровой лицом вниз, то двигаться надо вправо. Там канат заканчивается, а тропинка - нет. Тропинка делает петлю, огибая маленький холм и нагромождение камней, дальше тропа теряется. Надо попасть на линию примерно середины каната на смотровой и смотреть вниз в противоположную сторону от смотровой. Там в земле дыра между камнями, достаточная только для одного человека. Потом на карачках вдоль веревки, потом можно встать. Коридор из белого мрамора, достаточно большой и широкий, течет ручей. Потом узкий переход, за ним шумит водопад. Мы туда не дошли, хотя это возможно. У нас осталось всего два фонарика. Мы устали и промокли. Вобщем, кто туда доберется, пришлите, пожалуйста, фотографии, очень интересно посмотреть.
Путь вниз быстрый, меньше часа. Но стремный в районе больших плоских камней.
В итоге, если вы очень не отвлекаетесь на фотографирование и любование красотами в бинокль, то на весь поход можно отвести часа 4.
Наверху, около пещер, наблюдали шикарную картину: туда пришла норвежка (?) с двухлетним дитем в специальном рюкзаке типа кенгурятника. Выпустила там дите и они там гуляли, лазили везде. Потом, на обратной дороге, эта норвежка нас обогнала, легко перепрыгивая (это не преувеличение) с камня на камень. Так что, норвежские женщины крутые…
Пришли, в машине переоделись, двинули в город Анделснес, где у нас была запланирована ночевка в Андалснес кемпинге. Перед самым кемпингом заехали к стене Троллей на пять минут, чисто поглазеть.
С кемпингом вышла засада. Перед отъездом я им (и всем остальным) написала, что мы будем после 20:00, на что они мне ответили, что это ОК и рецепция работает до 22-23.Мы приехали даже чуть раньше восьми вечера, но наш домик был уже продан. Ресепшионистка вежливо улыбалась и говорила, что по правилам мы должны были заселиться до 18:00, что они нам звонили и писали е-мейл, но мы не ответили, и, типа сами виноваты. На самом деле, никакой емейл она не писала и никуда не звонила.
Она сделала нам «любезность» и позвонила в другой какой-то кемпинг, где было два свободных домика, и объяснила, как туда ехать. Это был кемпинг Lennsmanns Garden, расположенный в городе Innfjord, на берегу фьорда, маленький семейный кемпинг. Чего не скажешь об Андалсненс кемпинг, тесном скопище туристов на голой площадке (ни одного деревца). В кемпинге нас встретила хозяйка, показала домик. У них один большой дом разделен на 4 или 5 аппартаментов. Внутри две огромные комнаты и душевая. Очень большая кухня-гостинная с полноценной плитой и большим двухкамерным холодильником. Обеденный стол, два стула, диван, два кресла, журнальный стол, шкаф, плоский телевизор на стене. Железная печка, дрова.

В спальне составлены рядом две кровати с очень хорошими матрасами. И двухэтажная кровать.
В ванной душевая часть отделяется шторкой. Теплый пол есть, но не работает. Зато есть раскладная сушка для белья.
Все новое, чистое. Полно разнообразной посуды. Капельная кофеварка (опять без бумажных фильтров :) ).
Стулья мы добрали снаружи. В домике две террасы спереди и сзади. И на этих террасах стоят деревянные стулья.
Мы попросили хозяйку постираться, и она нас пустила в подсобное помещение, где была допотопная стиральная машина с отдельной центрифугой. Стирка нам ничего не стоила и даже порошок дали. Сушить все повесили в комнате, потом пожалели, что не протопили печку – ничего не высохло.

7 день, 6 июля

Andalsnes - дорога Троллей – водопад Stigfossen – дорога Орлов – Geiranger – Olden

Этот день был простой. Все красоты – на машине. Лестница троллей – не такая уж страшная дорога. Если едешь снизу (как мы), то в первой ее части (до мостика) видно, что и кто тебя ожидает впереди. Можно постоять в повороте и пропустить.





Автобусы нам, к счастью, не попадались, а с легковушками можно спокойно не спеша разъехаться. На перевале два пешеходных моста на смотровые площадки, сувенирные магазины. Мы припарковались сразу же на въезде на перевал, около первого сувенирного магазина. Там парковочных мест машин на пять. А дальше, около кафе есть большая парковочная площадка.
Потом от перевала вниз идет красивая дорога, видно озеро, откуда вытекает водопад.

Везде попадаются участки снега. Видели, как мужики из машины достали лыжи и пошли к снеговому участку. Участок небольшой, но с уклоном. А внизу камни. Как они там собирались кататься – не понятно.
Мы остановились на большой парковочной площадке около снега. Пофотографировались, повалялись. Потом смотрели дог-шоу: какая-то пара привела собаку (голдена), и эта псина валялась и бесилась в снегу на потеху толпы.
Вниз к Гейрангеру идет дорога Орлов. Скорее ее надо было назвать дорогой водопадов, потому что они там везде. Остановились на большой парковке рядом со смотровым лабиринтом N62*19'51.0«E007*28'15.0.

Там приличная кафешка со столиками с видом на водопад и бесплатными туалетами. В кафешке пообедали и поехали в Гейрангер.
С Гейрангера начинаются туристические места. Там туристов возят автобусами, они толпами ходят, разевают рты и лезут в кадр.

В Гейрангере есть бесплатная парковка вокруг места, расчерченного на коридоры для заезда на паром. Оттуда до информационного центра пять минут. Мы не хотели на экскурсионный кораблик, а выбрали паром Geiranger-Hellesylt. Паром ходит раз в полтора часа. Ближайшее время было на 17:00. Билеты заранее купить нельзя. Мальчик в информационном центре сказал нам, что очередь надо занимать за полчаса до отплытия. Мы так и сделали, но мест пустых на пароме было достаточно. Так что, если вы знаете расписание, то можно подъехать прям к отправке, которая, кстати, задержалась минут на 10. В самом Гейрангере делать абсолютно нечего, кроме сувенирных магазинов и фаст-фуда.



В Хеллесунде очень красивое место с паромным причалом, там выходит во фьрд горный поток.

Пассажиры, идущие с парома пешком, во всю фотографируют. Мы же полюбовались из машины и поехали в сторону Олдена. На выезде из города два продуктовых магазина, где мы закупились едой. Наконец-то нам удалось купить свежей рыбы. Была она упакована в корытца кусочками по 300 грамм и стоила 133 NOK за кг.
Дорога до Олдена, на мой взгляд, была пострашнее лестницы Троллей. Может быть потому, что я была за рулем. Во всяком случае, больше половины дороги – на одну машину и с закрытыми поворотами. Кроме того, в одном месте в навигаторе отсутствовал кусок новой дороги, и он нас провел по старой узкой дороге через населенный пункт.
В Олдене, в кемпинге Gryta, нас ждали. Очень приветливый хозяин, его дочь Линда ведет переписку и помогает в кемпинге. Хорошо встречают русских, так как дочка была в Москве и собирается в Москву. Она играет на аккордеоне и ездит выступать.
В кемпинге всего пять одинаковых домиков, а остальная территория – для палаток и кемперов.
Дом делится на две половины. В первой: маленькая кухня с двухконфорочной плиткой без духовки, маленькая раковина, обеденный стол, 4 стула, диван, 4 кресла, столик типа журнального, но большой. Во второй: две двухэтажные кровати, у одной из них внизу двухспальное место, ларь для одеял и подушек, его можно использовать, как большую тумбочку, стул. Итого вместе с диваном 6 спальных мест. А мы заранее попросили дополнительную кровать, которой и не воспользовались.
На кухне, кастрюли, столовая посуда, тряпка, полотенце, губки для посуды и средство для мытья посуды. Холодильник маленький, но с морозилкой. Под раковиной отдельный бак для горячей воды. Кофеварка с фильтрами!
В общей санитарной зоне очень чисто. Три душевых кабины (изнутри закрываются), пять туалетных кабинок. 4 или 5 раковин с полочками и зеркалами. Жетончики для душа по 10 NOK за 5 минут. Мы взяли 12 жетонов на пятерых, но, столько не израсходовали. Потом вернули оставшиеся на рецепцию, получили за них деньги.
Для стиральной и сушильной машины тоже нужны жетоны, они по 35 NOK. Порошок не дают.
В отдельном помещение стоят две стиралки, одна сушильная машина. Постираться то мы постирались, а вот сушилку перед нами мучила соседняя семья французов и замучила совсем. Сушилка сожрала наш жетон, а работать отказалась. И у нас прибавилось еще куча мокрых вещей. На крыльце нашего домика была натянута веревка, на нее то все и развесили в три слоя. Ничего не высохло.
Кроме того, в общей кухне есть три раковины для мытья посуды, микроволновка и одна двухконфорочная плитка а-ля бедный дачник.
Кстати, в доме плиту я сначала включить не смогла. Оказывается, она работает, только если включен таймер ;-)

8 день, 7 июля

Олден – ледник Бриксдальсбреен – Берген

От кемпинга Грита до парковки ледника Бриксдаел ехать минут 10-15. Проезжаете мостик, за ним большая парковка. Въезд на нее сразу после мостика. Можно здесь не въезжать, проехать вперед и в горку, сразу перед первым кафе свернуть направо вниз, попадете тоже на парковку, тоже платную. Отсюда идти ближе.
Дальше надо пройти через площадь с кафешками и магазинами и за ними начинаются тропа и дорога к леднику. По дороге можно ехать на маленьком автомобильчике, не бесплатно, конечно. Но, если вы очень устали в предыдущие дни, то есть шанс поберечь силы.
Дорога длиннее, но она ровная, а тропа гористо-холмистая и с камушками.

Сначала идти минут 15 до точки, где сходятся тропа и дорога. Тут дорога поворачивает на мостик, вокруг которого низвергается водопад. Причем душ очень сильный. Перед этим местом надо одеть куртки или плащи.

В «душ» не попадаешь, если пойдешь по тропе. Тропа с этого места уходит в горку и водопад с нее вообще не видно.
Дальше мы шли по серпантину. Его в одном месте можно срезать, там есть лестница, позволяющая миновать один виток серпантина. Потом опять мостик, но уже без душа. И дальше боле менее равнинная дорога. Здесь открывается вид на другой язык ледника, распложенный правее и выше. Этот ледник весь течет, с него льются огромные водопады.
Потом по ходу тропа и дорога сходятся на площадке – остановке для машин. Отсюда все идут пешком. Здесь можно отдохнуть. Есть бесплатный туалет.
Дальше еще немного в гору, но без всякого экстрима, и вот берег озера и ледник во всей своей красе.

К самому леднику пройти нельзя, там все закрыто забором и написано, что ходить туда нельзя, а то «снег в башка попадет». Но среди нас нашлись отчаянные ребята, которые перемахнули через заборчик и пошли к леднику. Сам ледник потрогать все равно не удалось, только кусок льда, свалившийся с него. Пока фотографировались случился небольшой обвал, с ледника покатились небольшие куски льда. Со стороны тех, кто остался за заборчиком, смотрелось страшно. Остальным было весело.







Итого вернулись к машине в 13:30, то есть ходили около четырех часов.
Потом у нас был довольно большой переезд в сторону Бергена, 270 км. Ехали мы его около 6 часов. Местами дорога-серпантин в одну машину, паром, потом очень много туннелей, с середины дороги начался сильный дождь. И хочешь ехать быстрее, а не получается. В итоге большой и утомительный переезд.
С паромом повезло. Перед нами шла фура, которую все встречные боялись и на серпантине пропускали, а мы за ней. Фура, как потом выяснилось, опаздывала на этот паром, и гнала со всей дури. Так что на паром мы влетели, когда первую очередь уже загрузили. На пароме приличный буфет, где мы перехвалили фаст фуда.
Памятуя потерю резерва домика в Андалснесе, мы позвонили с дороги в кемпинг bruvoll camping около 6 часов. И правильно сделали. Перед нами ушла оттуда машина страждущих туристов ни с чем, наш резерв держали, а могли бы и им отдать.
Домик очень интересный. Он полутораэтажный. Внутри одно большое помещение кухни-гостинной, две спальни и ванная. А над спальнями и ванной сверху половинчатый этаж – эдакие полати с матрасами. Так что получается, что дом человек на 10, не меньше.
В гостиной диван, кресло, столик, телевизор. В столовой большой полноценный стол и много стульев. Кухня огромная. Есть маленький холодильник с морозильником, посудомойка с порошком, микроволновка, чайник, кофеварка (думала, что без фильтров, потом нашли целую упаковку в шкафу на самой верхней полке), термос, полноценная плита с духовкой, тряпки, полотенца, средство для мытья посуды. Куча кухонной и столовой посуды. И даже немного соли, сахара и специй.
Ванная с теплым полом (работающим), душевая кабина со стенками, но без поддона.
Вокруг дома с двух сторон идет терраса. На террасе натянута веревка, но после дождя было так сыро, что все наши мокрые вещи пришлось раскладывать и развешивать по дому, так как доме сушить было негде.
С террасы вид на долину, а вблизи загоны с животными: три козы, куры, утки, поросята.


Продолжение следует...
 
Последнее редактирование:

Helgi

Главный Лесник
5 Янв 2011
4,199
242
0
Тверь
Замечательный отчёт о путешествии.Фотки изумительные.Особенно впечатлила извилистая дорога с горы в долину!
 

Falcon256

На тропе
12 Авг 2009
72
61
0
Москва, ЮВАО
Продолжение...

9 день 8 июля

Bergen – Steindalsfossen – Voringfossen - Kinsarvik

Погода солнечная. Сегодня у нас Берген.
Уличные парковки в Бергене на 2 часа, то есть через два часа надо машину хотя бы переставить. Есть большие паркинги P hus, где можно оставить машину на сутки и платить по факту. Мы нашли через навигатор Розенкрац паркинг, это многоэтажная парковка. Там система такая: при въезде, не выходя из машины, берешь парковочный талончик, открывается шлагбаум. Едешь вверх или вниз и ищешь место. Куда попало ставить нельзя, только по разлиновке на полу. Потом закрываешь машину, уходишь. Талончик надо взять с собой, на нем написан код, открывающий входную дверь (при нас она была все время открыта). Вот это все, что касается парковок.
Мы походили по историческому центру, сходили в башню Розенкрац, в домкирху.

О рыбном рынке: экзотично, дорого, прикольно. К середине дня очень многое раскупается, так что лучше не затягивать с его посещением. Мы купили половину большущего лосося, которого разрубили на куски по моим указаниям. Если не ошибаюсь, стоил он по 100NOK за кг. Купили китового мяса, типа вяленого. Когда, потом его нарезали – внутри красное с кровью мясо, то есть оно явно не успело провялиться (или что там с ним делали про обработке). Купили маленьких копченых рыбок (цены на них за штучки, а не за кг). Обедали рыбными тарелками: салат, овощи, разные сорта рыбы и креветок. На вид очень много рыбы, при ближайшем рассмотрении – толстый слой салатных листьев, а на нем красиво все разложено. НО! Цена этой тарелки равна цене хотдога в соседнем фургончике на колесах.
Потом зашли в какой-то мексиканский ресторан, но, так как он был не аутотентичный, то заказали только кофе и десерты. Потом двинули к водопадам.
Точка парковки на Steindalsfossen (N60*22'13" E006*06'14") указана не правильно. Поворот на парковку немного раньше, поэтому мы его проскочили. Кроме того шел дождь, и мы решили не возвращаться. Наш второй экипаж там был, гуляли по коридору за водопадом и остались очень довольны.
Погнали на паром Бринмнес-Бруравик. Паром очень востребованный, поэтому до 19:00 ходят два парома, получается каждые 10 минут. Внутри в салоне висит телевизор, в котором видно погрузку и отправку. В наш паром поместились не все желающие, три машины остались ждать следующий паром.
Боясь потерять бронирование домика, с дороги позвонили в кемпинг сказать, что мы будем в девять часов вечера. Нам ответили, что будут ждать до десяти.
Дорога к водопаду Верингфоссе очень трудная, много туннелей, поворачивающих внутри горы. Судя по навигатору, в одной и той же горе проделаны туннели на разных уровнях.
Официальная смотровая площадка на водопад – полнейшая ерунда. Надо ехать к отелю Фоссли. Там платный въезд 40 NOK. Но мы были там около восьми вечера, шлагбаум был открыт, а сборщика денег не было. Поэтому эта парковка нам ничего не стоила.
Вот оттуда действительно грандиозный вид, этот водопад стоил того, что бы сделать петлю в нашем путешествии.

Но любовались мы им в полной мере минут 15, потом все затянуло туманом, и мы двинули в Кинсарвик кемпинг.
На гугл меп точка этого кемпинга указана неправильно, поворот на него указан на дороге, так что смотрите на указатели.
Домик hytter5 новый, большой. Кухня-гостинная-столовая обставлены очень хорошо, есть телевизор. Три спальни: в одной две полноценные кровати, в другой внизу двух- наверху одно-спальная кровать, в третьей обычная двухэтажная кровать.
Теплый пол в прихожей (удобно сушить обувь), в ванной. Есть сауна, которую мы протопили, но париться не стали, а высушили все наши мокрые вещи . В ванной половинчатая душевая кабина (одна стенка и шторка).
На кухне полный набор посуды кухонной и столовой, полноценная плита, большой двухкамерный холодильник, посудомойка (с порошком), кофеварка (без фильтров) и чайник.
Территория большая, есть детская площадка. Все домики были заполнены.

10 день, 9 июля

Kinsarvik - Долина Водопадов Husedalen - Tau


Надо проехать по середине городка в сторону гор (от фьорда). Парковаться надо не на официальной парковке, а проехать дальше до электростанции N60°21'7" E 6°45'28". Там стихийная парковка примерно на 10-15 машин. Мы приехали в 10:30 было три свободных места. Паркоматов нет.
Парковка и электростанция находятся около первого водопада Tvindefossen.

Дальше надо подниматься по тропе вдоль трубы или пройти по дороге. Мы полезли вдоль трубы, но, честно сказать, зря. Водопада не видно, труба пакостная – мокрая и склизкая, тропа тоже пакостная. Наверно, было бы лучше пройти по дороге. Дошли до плотины «Stavali», пофотографировали, побрели дальше. Тропа идет через редкий лес, под ногами мох. Нашли недозревшую морошку, хоть попробовали, что это такое.
Второй водопад Nyastolfossen очень большой, красивый. Он разделяется на два потока, причем очень больших потока.



Долго фотографировали, потом побрели до третьего Nykkjesoyfossen. Несколько раз нас по дороге накрывало дождем. Перед третьим водопадом есть большая заводь, наверное в ней можно искупаться (инетересно, хоть кто-нибудь попадал в это место в жаркую погоду?). Потом переход через ручей, еще немного по лесу и вот третий водопад.
Перед третьим водопадом небольшая долина, на ней два малюсеньких домика и скворечник wc. В одном домике можно заглянуть в окошко, там кухня: плита, газовый баллон. За домиками несколько больших валунов, с них открывается отличный вид на водопад.

При переходе через ручей мы расспросили двух возвращающихся туристов про четвертый водопад Sotefossen. Они сказали, что идти около часа. Около третьего водопада нас опять накрыло дождем, настроение испортилось, идти к четвертому водопаду не хотелось.
Тут нам повстречался еще один турист, который сказал, что идти минут 20-30. Мы призадумались, кто из них прав… и решили идти. Теперь я точно знаю, чтобы сходить от третьего водопада к четвертому и пофотографироваться там, нужно еще полтора часа. Тропа идет сначала сильно в гору, потом местность холмистая. Сначала буквы Т встречаются часто, потом приходится их искать, а идти больше по следам. Минут через 20 мы увидели вдали четвертый водопад. Перед ним две каменные гряды, между ними болотца. Тропа уходит левее, она вся в черной грязи.
Тут нас опять накрыло дождем и решили мы идти не по тропе, а подняться на вторую гряду, с нее пофотографировать и возвращаться. Но, поднявшись на нее, мы поняли, что водопад закрыла от нас третья, причем самая большая гряда. Пришлось возвращаться на тропу, обходить эту последнюю гряду камней, и… это был самый красивый водопад. Он из двух каскадов: сначала вода падает в каменную чашу (ее саму, к сожалению, ниоткуда не видно), а потом из этой чаши падает в озеро в долине. Тропа подходит к озеру прямо напротив водопада. Думаю, что можно, при желании, обойти это озеро слева. Но, подняться к промежуточной чаше, мне кажется, невозможно. Хотя, может кто и доберется…

Там очень красиво, огромная долина, окруженная с трех сторон горами, с четвертой вид в сторону Кинсарвика, горы в тумане. Грохот водопада… и никого народу… мы там были одни…

Может так сложилось, может из-за погоды (нас опять поливало дождем), а может туда просто мало кто доходит. Для меня во всем нашем путешествии по Норвегии это место оказалось самым красивым, самым запоминающимся, самым-самым.
Потом спустились вниз к третьему водопаду и немного прошли в сторону второго. Здесь надо быть внимательным – если отклониться от тропы в сторону горы ( то есть в правую сторону, если идти вниз), то найдете тракторную дорогу и разворотную площадку (то есть тупик). Ее с тропы не видно, она скрывается за небольшим земляным валом. Кроме того, на этой разворотной площадке, на одном из деревьев висит деревянный ящик типа почтового, а в нем лежит тетрадка, куда записываются туристы, побывавшие тут. Мы тоже записались, хотя, справедливости ради надо сказать, что мы были не одни русские.
Далее вниз по тракторной дороге до парковки у электростанции можно спуститься за двадцать минут. Итого все восхождение и спуск заняли у нас примерно пять часов.
Очень рекомендую воспользоваться этой дорогой – только с нее открывается потрясающий вид на второй водопад Nyastolfossen. И видно, что он из двух параллельных потоков.
Потом у нас был переезд в сторону Tau. Это примерно 240км плюс один паром. Тоже был тяжелый переезд, плохая погода, узкая дорога. Ехали мы в кемпинг Wahtne Camping. Упоминание об этом кемпинге я нашла в одном из форумов, потом нашла их сайт в интернете. На карте Igo их нет, но на их сайте есть gps-координаты и они правильные. В этом кемпинге мы ночевали две ночи, так как он удачно расположен: недалеко от Кафедры священника и недалеко от парома на Люсеботн.
Кемпинг держат Sam и Betty Spirit. Sam американский мессионер, примерно 15 лет назад приехавший в Норвегию. Кроме своих мессионерских дел, за одно прикупил еще и кемпинг.
Кемпинг старый, дома обветшалые, двери не закрываются, ванная комната убогая, с перекошенным полом. В кухне-гостинной диван, три кресла, столик. Кухонная часть очень маленькая, плита двухконфорочная и без духовки. Кофеварка с фильтрами. Набор посуды скудный. Зато постели застелены приличным (и, естественно, чистым) постельным бельем. На полах домотканые коврики, что, конечно, очень мило, но мы попали на уборку с пылесосом.
Стиральная машина есть за жетончики. После стирки нам разрешили все развесить в теплой подсобке с баками с горячей водой. Там же поставили мокрую обувь. За два дня все боле менее просохло.
Территория кемпинга большая, но не очень «заселенная». Домики стоят редко, палаток и кемперов мало. Все это на берегу горной речки.
Вобще, с учетом дороговизны региона Ставангер, этот кемпинг вполне бюджетный.
Теперь несколько слов расскажу о нашем втором экипаже. Они в этот день ходили на Язык Тролля. Дошли. Было очень тяжело, холодно, мокро. Фуникулер, естественно, не работал (ни в одном русском отчете я не нашла, чтобы кто-нибудь на нем прокатился). Спустились вниз в девять или десять вечера. Погнали к нам в Tau, но опоздали на паром. Последний ушел в 0:45. На причале парома есть домик, типа зала ожидания. В нем стол, стулья, диванчик. Туалет, раковина. Розетки. Все чистое. Еда у них с собой была, вскипятили чайник, поели, поспали. На первом пароме переправились. Написала об этом специально. Во-первых, в очередной раз удивилась, как у них «все для блага человека». А во-вторых, при подготовке поездки переживала, как быть в критических ситуациях типа такой – опоздали на паром. Вобщем, ничего страшного.

Продолжение следует...
 
  • Like
Реакции: MaikS, Safro и Helgi

Falcon256

На тропе
12 Авг 2009
72
61
0
Москва, ЮВАО
Продолжение...

11 день, 10 июля

Tau – Prekestolen


От кемпинга, если я не ошибаюсь, дороги было 36км, а может и меньше. Утром не спеша собрались и поехали. Координаты парковки нашли в igo. Парковка платная 80 NOK, оплата при выезде.
День был воскресный, народу было – тьма. Как на демонстрацию, рядами и колоннами в обе стороны шли толпы.
Читала, что это вполне себе туристическое место, особой экипировки не надо. Надо! Трекинговые ботинки нужны! Там в одном месте тропа – это русло водопада, то есть мокрые камни. Там есть низина вся в черной грязи. И, конечно, как и везде, нас три раза накрывало дождем. Поэтому мокро и скользко.
Впервые узрели чудеса норвежского туристического бизнеса – на половине пути стояла палатка, в которой продавали горячие вафли.
В последней трети пути тропа раздваивается: влево идет тропа вдоль обрыва, вправо – через гору. Вдоль обрыва быстрее и легче.
На самом Прекистоле был туман и сильный ветер, который его периодически разгонял. Тогда народ бросался к обрыву и вставал в очередь на фотографирование.
И мы успели насладиться видами Люсефьорда.







А так, все сидят, чего-то едят. Многие с туристическими ковриками (чтобы не сидеть на мокрых холодных камнях). На все у нас ушло около 4 часов при плохих погодных условиях.
На обратной дороге попытались купить продуктов. И фигушки. Воскресенье – все магазины закрыты. Причем, я об этом читала, но накануне просто не сообразила сделать предварительные закупки. Позвонили хозяину кемпинга, он сказал – только магазины на заправках. Нашли такую заправку. Купили: яйца 12 штук, сосиски 4 упаковки по 10, две банки «норвежской лотереи», батон хлеба и два пакета молока. Стоимость покупки в пересчете на рубли была около 2600 рэ. С ума сойти можно!
Теперь о «норвежской лотерее». Так мы обозвали консервы путешественников Тронхейм. О них я читала, многие их покупали. Отзывы 50 на 50. Кому-то попалась вкуснятина, кому-то отрава. Главное, что содержимое и картинка не совсем совпадают. То есть, ингредиенты те же, но все может быть перемолото в кашицу (как у нас) или слеплено в котлеты и тд. Вобщем, мы взяли банки, на которых было нарисовано мясо с овощами. Мясо было в виде фарша, овощи сильно измельчены, так что их было не узнать. На вкус – терпимо, но, решили больше не покупать (читала, что кто-то покупал настолько вкусные эти консервы, что даже возил их домой в качестве норвежского сувенира).
Вернувшись в кемпинг, пошли к хозяину с просьбой помочь нам разобраться с паромом. Паром Forsand – Lusebotn ходит три раза в сутки. Расписание его есть здесь http://www.fiskepirterminalen.com/tekstsider.cfm?id=10381&partid=111493. Читала, что он маленький и туристический, пользуется большим спросом и на него можно не попасть, а можно забронировать места. Попросили Сэма помочь с бронированием. Он через инет нашел телефон капитана этого парома (!), позвонил ему, тот сказал, что надо звонить в офис и дал телефон. В офисе, естественно, никого нет, и работает автоответчик (воскресенье). Сэм сказал, что на следующее утро придет в восемь часов, чтобы помочь нам с бронированием.

12 день, 11 июля

Tau – Forsand – Lusefjord – Lusebotn - Kjerag


Утром встали очень рано, собрались быстро, до восьми ждали хозяина кемпинга, Сэма. Сэм в последний раз попытался нам помочь, забронировать билеты на паром по Люсефьерду. Ничего не получилось – в конторе, по-прежнему, работал автоответчик, а капитан парома вообще не отвечал на телефонные звонки. Поехали на «авось». От кемпинга до парома Forsand ехать 30-40 минут, то есть приехали за полчаса до парома. В паромной будке сидел молодой человек, плохо понимающий по-английски. Никакой информации из него выудить не удалось. Около девяти часов открылся кооп-маркет, расположенный прямо у причала парома. Быстренько закупив продукты, мы сели в машины. Подошел паром – места предостаточно(!!!). Все наши волнения с бронированием были напрасны! С нами вместе загружались две фуры со строительными материалами, но, не смотря на это, все поместились и еще и место осталось. Оплата по факту загрузки, а не перед ней. Цена указана на сайте. В сумме на наш экипаж вышло дорого – около 1500NOK (420 за машину и водителя и по 210 за каждого пассажира).
Паром идет около полутора часов. Экскурсии на английском и еще каких-то языках. Английский очень трудный для понимания. Даже тем из нас, кто свободно владеет английским, было трудно, а я так и вообще ничего не поняла.
Внизу в салоне нашли рекламный буклет этого парома, где есть перевод на русский. Все прочитали, но это не по экскурсии, а вообще интересная информация по фьорду.
Паром в интересных местах замедляет ход, что все «насладились видами». Сначала пещера троллей, над которой висит «окровавленное тело», потом Прекистол, потом остановка на промежуточном причале – выехали строительные грузовики, потом место обитания котиков: видели одного плывущего и одного, лежащего на камня, потом Кьераг. К этому времени погода окончательно испортилась: дождь, ветер, туман. Все ждали, что будут прыгать джамперы. Капитан остановил паром минут на 10, но облака не рассеялись и мы поплыли дальше. От Кьерага до Люсеботона плыть очень быстро.







Городок Люсеботн малюсенький, единственная достопримечательность – дорога в 27 поворотов, плюс туннель-шпилька. В середине дороги есть смотровая площадка. Наверху въезд на парковку для покорителей Кьерага. Парковка платная 80 NOK, оплата через паркомат, талончик под стекло.
Собрались, оделись, пошли читать информационный стенд. Там четкими английскими буквами написано, что в дождь, ветер и туман ходить на Кьераг не рекомендуется, это может быть опасно.
Но мы возомнили себя знатными туристами, покорителями норвежских достопримечательностей, и пошли. Лучше бы мы сразу поехали на место ночевки…
Сначала мы разделились на две группы: авангард и арьергард. Потом от авангарда отделился лидер и умчался вперед, унеся с собой рюкзак с теплыми вещами. Периодически расспрашивая возвращающихся, мы сами себя подбадривали. Те говорили, что они дошли до горошины, посидели минут 10, туман рассеялся, джамперы прыгнули и вообще, все хорошо. Может им и было хорошо, но нам – нет. Внизу на парковке было +12, вверху меньше.



В долинах ветра не было, но как только мы влезли на последнюю гору, ветер не унялся ни на минуту. Дождем нас поливало практически постоянно, туман налетал клоками. В один туманный момент мы потеряли маркеры и ушли в сторону от тропы. С нами была еще пара с ребенком и одинокий турист. Сначала мы кучковались вместе, потом семья с ребенком развернулась и пошла назад. Одинокий турист бегал вокруг нас кругами в поисках маркера. Решили идти обратно, что тоже нелегко сделать, потому что камни все одинаковые, везде стоят пирамидки – они тоже не показатель наличия тропы. Вобщем побрели потихоньку назад. Туман немного развеялся и мы нашли маркеры. Одинокий турист повернул обратно, а мы поперли вперед. Допросили встречных, узнали, что идти еще полчаса. Дошли до «развилки»: куча камней, в ней стоит столб с указателями. Пошли по стрелке, опять потерялись. Мы думали, что нам надо идти вверх, никому даже и в голову не пришло, что, чтобы увидеть горошину, надо лезть вниз, в расщелину. На счастье увидели других туристов, они нам показали, где тропа. Так мы и вышли к горошине… Сказать, что мы были разочарованны, это ничего не сказать…





Туман так и не рассеялся, мы подождали немного, кто смелый – влезли на горошину, некоторые только наступили. Сам камень скользкий и мокрый, веревку, за которую можно держаться, уже оторвали, поэтому страховки никакой нет. Переступать на саму горошину надо с очень узкого приступка, держаться можно только за сантиметровый штырек – это все, что осталось от крепления веревки.
Вобщем, замерзшие и разочарованные мы пошли обратно. Туман опять налетал клоками, но, тропу, слава богу, мы не потеряли, хотя, местами, маркеры расставлены очень редко. Спуск легче только на той части пути, которая ближе к горошине. Остальные две горы получаются равноценны с подъемом.
Вобщем, если вы не хотите разочарования, не ходите на горошину в туман и сильный дождь. Обязательно нужны трэкинговые ботинки с хорошей непроскальзывающей подошвой – там очень трудно спускаться вниз по мокрым камням. Очень рекомендую взять с собой перчатки – мы видели таких туристов и очень им завидовали, руки от ледяного ветра распухают и ничего не чувствуют. Придумайте для себя альтернативу этому походу. Мы не подготовились, у нас альтернатива была – сидеть в доме, ночевать и уехать.
Теперь про ночевку. Люсеботн это дыра мира. В апреле, когда я заказывала, мест в кемпинге не было, были места в хостеле, в общей комнате на 10 человек. Такой ночевки не захотел никто. На форуме Винского я нашла упоминание о ночевке в частном доме и ссылку на сайт http://www.lysegard.com/index_e.htm , который на деле оказался страничкой с фото хозяина и электронным адресом. Потом еще раз нашла упоминание о том, что в этом же доме ночевала русская семья, погода была плохая, они на горошину не пошли, сидели в этом доме и были очень довольны.
Я списалась с хозяином. Цена за ночевку-350 NOK с человека. Подробно опишу, что это была за ночевка.



Двухэтажный хозяйский дом в глубине долины (фьорд не видно), при нем несколько хозяйственных построек, одну из которых мы назвали «каретный сарай», он больше самого дома. В других мы не были.
Дом представляет собой усадьбу, нашпигованную антикварной мебелью и всякими безделушками, фотографиями и т.д. Вобщем, как музей «аристократические дома в Норвегии». В доме два этажа: на верхнем сдается 4 или 5 комнат, одна из которых большая на три человека (но она проходная), а остальные - маленькие на двоих. Везде застелены постели как дома – белье отлично просушено и проглажено, подушки и одеяла хорошие, кровати не скрипят. Внизу на первом этаже большая двухкомнатная кухня, маленький туалет без душа. Кухней пользоваться можно, хозяйка даже дала нам кое-что из посуды. Тарелки и чашки просить мы не стали.
Каретный сарай весь набит антикварной мебелью, в нем стоит карета. И там же натянута веревка для сушки, на которой нам разрешили развесить наши грязные и мокрые вещи с Кьерага. Ничего, естественно, не высохло.
С торца есть отдельный вход в сарай, в полуподвальный этаж. Там… Три огромных ванных комнаты, которые по отделке могут поспорить с дорогущим отелем. Везде теплый пол, в том числе и в коридоре, в котором нам разрешили расставить мокрую обувь, кстати, она боле менее просохла. Чистые полотенца лежат на плетеных полочках, рядом корзина для грязных полотенец.
Еще в этом сарае есть отдельный вход в малюсенькую гостевую комнату с двухэтажной кроватью, она тоже нам досталась.
Есть нам разрешили в хозяйской столовой (остальные туристы ели в маленькой гостиной, нас просто было много) за длинным столом при свечах.
Еще мы обалдели от холодильника, а точнее холодильной комнаты. Из кухни открывается дверь в подсобную комнату, которая представляет собой один большой холодильник. Там у хозяйки стоят продукты ящиками, лежат овощи, тоже ящиками. Вобщем, стратегический запас на полгода.
Теперь о завтраке, который включен в стоимость ночевки. Увы и ах, завтрак состоял из нарезки, вареных яиц, селедки в луковом маринаде, коричневого сыра и домашнего варенья. Чай, кофе, молоко. Всего очень мало на нашу ораву. Мы не то что не объелись, мы даже не очень то наелись. Догнались хлебом с шоколадной пастой. Так и не удалось нам отведать национальной норвежской кухни.
Оплату хозяева берут только наличными, дают чек (у них есть кассовый аппарат!). Банкоматов в Люсеботоне нет (запасайтесь наличными), магазинов тоже нет (запасайтесь едой). И при плохой погоде не ходите на Кьераг!

13 день, 12 июля

Lusebotn - Oslo


Расспросили хозяина про дорогу на Осло и погнали Fv500 – Fv986 – Fv987- Fv 337 – R9 наверх –R45 и тд. Останавливались у водопад Gloppefossen (набрали шикарных подосиновиков), у ставкирхи Eidsborg



и ставкирхи в Хеддале.
Ставкирха Heddal самая большая в Норвегии.





В нее мы купили билеты. Внутри есть служители или музейные работники, не понятно, как их называть. Они в национальных костюмах и отвечают на любые вопросы по теме. На английском. И сами могут что-то интересное про церковь рассказать. Английский у них хороший, четкий, в основном все понятно. Читала в путеводителе про эту церковь, что в ней колонны необыкновенного розового цвета. Никакого розового цвета я там не увидела, может освещение такое… не знаю. Стены покрыты орнаментами в два слоя – один более старый, с фигурами людей и животных, идущих процессией, а другой слой более новый, орнамент из завитушек.
В наружном коридоре обнаружены руны, которые позволили предположить, что это церковь Девы Марии.

На окраине Осло ночевали в кемпинге Bogstad Camp & Turistsenter. Это очень большой кемпинг, кстати, единственный, который сделал нам бронь только после стопроцентной предоплаты. Мы заказывали два разных домика: один большой со всем удобствами, второй маленький, только с кроватями.
В большом домике хорошая большая ванная комната с полноценной душевой кабиной и маленькой комнтакой-бойлерной, в которой очень тепло и можно посушить вещи. В кухне-гостинной большой диван (не угловой), кресло, журнальный столик, обеденный стол, стулья. Кухня большая, с полноценной плитой, большим двухкамерным холодильником, кофеваркой (без фильтров) и неработающей посудомойкой, правда с порошком в таблетках. В посудомойке кто-то снял колесики с сетки, в которую ставят посуду (наверно для своей домашней посудомойки). Из-за этого сетка с посудой опустилась на крутящиеся лопасти. И, соответственно ничего не крутится и ничего не моется. Непонятно только, почему персонал этого не замечает. В этом кемпинге, кстати, нельзя заказать дом без финальной уборки.
Кухонная посуда в хорошем наборе. Столовая тоже.
Спальни маленькие: в одной двухэтажная кровать на двоих внизу и одного сверху, а в другой двухэтажная кровать на двоих.
В простом домике две двухэтажные кровати, стол, стулья. Очень просторно, все новое, пахнет деревом, очень хороший домик.
Общая санитарная зона огромная – очень много душевых кабин, раковин с зеркалами. Все чистейшее. Есть стиральные и сушильные машины.

14 день, 13 июля 2011 г.

Осло – Стокгольм


Сначала я планировала побыть в Осло два раза по полдня. Но длинный переезд накануне оказался очень утомительным. Мы не поздно приехали, но гулять по городу никто не захотел, поэтому вечер провели в кемпинге, в хорошей компании пива и креветок.
Утром поехали сначала в Осло. Посмотрели музей с лодками викингов и Ра и Ра2. Проехались по центру, посмотрели на королевский дворец (не впечатлил), поехали в музей Мунка. Музей не очень большой, если не зависать над каждой картиной по часу, то минут 40 вполне хватит. Творчество Мунка довольно спорно, мы потом по дороге обсуждали и пришли к единому мнению, что в первой половине своего творчества Мунк писал в стиле «депрессионизм».
Потом поели и погнали на Стокгольм.
При пересечении границы Норвегия-Швеция оформили такс-фри на норвежские покупки. Пункт находится в магазинчике дюти-фри.
По дороге заехали в Эребру, посмотрели на замок. Очень красиво, и город такой красивый, весь старинный, дома все с украшениями. Жаль, что у нас было всего 20 минут.



Под Стокгольмом ночевали в кемпинге Angby Camping (первая буква пишется с двумя точками сверху). Это был самый плохой кемпинг из всей нашей поездки. Два курятника по две двухэтажные кровати в каждом, стол, табуретки, маленький холодильник без морозилки и (!) одноконфорочная электроплитка а-ля «ну очень бедный дачник». А, еще пластмассовая посуда и две сильно поцарапанные тефлоновые кастрюли. В санитарной зоне грязища непролазная, такая, что некоторые члены нашего экипажа на отрез отказались там мыться. В общей кухне: две раковины с горячей водой, одна полноценная четырехконфорочная плита, две электропечки и одна микроволновка. Все очень старое. Вобщем, если вы найдете альтернативу этому кемпингу, то она наверняка будет лучше.

15 день, 14 июля

Стокгольм – паром Викинг лайн


Утром отвезли Аню в аэропорт Арланда. Там можно бесплатно въехать, высадить пассажиров и уехать.
Потом поехали в Стокгольм. Нам нужны были детские подарки и сувениры с мумми-троллями и Пеппи. За ними надо ехать в музей Юнибакен. В музей можно войти только с центрального входа, отдельного входа в сувенирный магазин нет. Мы отстояли большую очередь и только перед самыми кассами разобрались, что можно просто пройти мимо касс дальше в магазин и ресторан. Хорошо, что билеты не успели купить, решили, что в музей пойдем в следующий раз с дочкой.
А в этот раз закупили два мешка сувениров и подарков и даже оформили чек такс-фри, хотя это вызвало замешательство среди персонала и пришлось подождать, пока пришла менеджер и все оформила.
Кстати, посуда с мумми-троллями дешевле в дьюти-фри на пароме, а всякие плюшевые муммики и полотенца-тряпочки дешевле в Финляндии.
Потом пошли в Nordik музей, где зря потеряли время, бродя по пыльным залам с народным творчеством, старинной мебелью, мебелью из Икеи и прочими интересными вещами.
Дальше пошли гулять по набережной, разглядывать яхты.



Поели в ресторанчике на берегу и вернулись к машине.
К тому же времени вернулся наш второй экипаж, который замечательно провел время в парке аттракционов на том же острове, что и Васа и Юнибакен.
Дальше вместе двинули в Национальный музей. Там была выставка … об эротике в разные времена.
Потом поехали на паром. Были мы одними из последних, загрузили нас буквально в последнюю минуту перед отправкой. Так что машины наши стояли около ворот в грузовом отсеке, и нам было опять все равно, что высота наших машин больше 1.9 м. Видели, как закрывают ворота на пароме, очень прикольно.
В этот раз на пароме хорошо работала вентиляция, и мы не задыхались в каюте. Возможно, что это из-за того, что снаружи было прохладно и ветрено. На верхней палубе постоять не удалось.

16 день, 15 июля

Хельсинки – Лааперанту – Брусничное – Санкт-Петербург


Утро встречало нас непогодой – дождь, на море волна. Не смотря на то, что заехали на паром мы последние, выезжали мы с него где-то в середине. Выезжали очень долго: в Хельсинки плохо организован выезд с паромного причала – сразу попадаешь на перекресток. Машин с парома идет много, получилась большая пробка. Толкались в ней не меньше получаса. Дождь все так же лил.
Хотели сходить в национальный музей, но потом передумали, походили по сувенирным магазинам и поехали в Лааперанту за детскими вещами. В инете я нашла адрес магазина-склада Reissumiehenkatu 4. Большой магазин. Торгуют только детскими вещами на все возрасты. Мне нужны были зимние вещи – очень ограниченный ассортимент, распродажа с прошлого года. Очень много слитников, а они-то мне и не были нужны. Однако и для нас нашлись комбезы. Брала костюмы на два роста – были без выбора, но нас это устроило. Обувь зимняя тоже остатки, по одной-две пары на модель. И тут подобрали. Есть русско-язычный продавец, очень хорошо помогает выбрать товар. Оформили таксфри (есть и инвойс).
Потом поехали в Призму, закупились продуктами и вещами и двинули к Брусничному. Рыбой я рассчитывала закупиться в магазине перед границей и обломалась – ассортимента нет, цены очень высокие. Лучше бы я закупилась рыбой в Призме.
Границу Финляндии прошли мухой. Таксфри оформили быстро (нужно показывать покупки). А вот на нашей границе стояли около часа. Работает три коридора, пограничников полно, но они откровенно нифига не делают – стоят и болтают друг с другом о природе, о погоде. Все делают вяло, с явным презрением к соотечественниками, вобщем что тут сказать… возвращаемся на родину…
По дороге позвонили в Питерскую гостиницу, забронировали номер. Сеть мини-гостиниц Соната и Аллегро. За 2 тысячи за ночь отличный номер с кондиционером, хорошей обстановкой, отличной ванной комнатой. Есть общая столовая с чаем-кофе-сушками-плюшками в свободном доступе, посудой и микроволновкой. Холодильника нет, но мы попросили администратора, и она наш пакет с продуктами поставила на ночь в холодильник для персонала. Завтраки включены.

17 день, 16 июля

Санкт-Петербург – Москва


Выехали из Питера около девяти утра. Ремонта дороги в сторону Москвы уже не было. Зато был проливенный дождь, очень плохое дорожное покрытие, поэтому ехали со скоростью пешехода. К Вышнему Волочку погода улучшилась, зато началась 16-километровая пробка. Зато после мчались. И в семь вечера были уже в Москве.


Выводы или полезные советы (для себя и для других).
Одежда: ТРЕКИНГОВЫЕ БОТИНКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Везде, кроме Бриксдейла (но, если вы полезете на сам ледник, то тогда они тоже нужны). Причем, при покупке надо смотреть на подошву: рисунок должен быть не просто нарезкой на квадратики, а квадратики должные «плясать» в разные стороны, тогда такие ботинки не будут скользить, это очень важно.
Нужны непромокаемые куртки и толстовки, причем все это надо брать с собой в рюкзаке: при подъеме в горы погода меняется моментально, если внизу жарко, то наверху может быть дождина с ледяным ветром.
Палки – хорошая вещь, но в нашей компании они были не у всех, но от этого никто не пострадал.
Одежду надо брать с учетом того, что не в каждом кемпинге можно постирать и мало где можно высушить. Мы по два дня возили мокрые вещи.
Посуда: столовая посуда и приборы есть везде, но не всегда в полном наборе, может не хватать, поэтому надо иметь некоторый запас хотя бы одноразовой посуды. Посуда для готовки есть не везде, а иногда она в таком ужасном состоянии, что противно ею пользоваться.
Вот что мы брали на 5 человек (и нам пригодилось все): глубокие тарелки 5, вилки и ложки 5, кастрюли 2 (можно обойтись одной), сковорода большая с крышкой 1, доска, кухонные ножи, кружки, чайник электрический (был только в одном кемпинге, почти везде были капельные кофеварки, но иногда без фильтров), половник, шумовка, пара кухонных полотенец, пластиковый контейнер для пищевых продуктов.
Продукты, которые имеет смысл везти из Москвы: масло растительное, чай, кофе, сахар, соль, сладости к чаю, сухие завтраки (мюсли, хлопья), НЗ из макарон и крупы. Я еще везла немного муки (для панировки рыбы, курицы, мяса) и немного специй.
Хозяйственные товары: мыло (нет нигде), бумажные полотенца, салфетки, стиральный порошок и ополаскиватель, губки для посуды, тряпки (губки) для стола, пакетики (типа для завтраков), пакеты для мусора, фольга или пленка для пищевых продуктов, фейри понадобился только 1 раз, когда мы мыли посуду на общей кухне.
Что у нас было лишнего: туалетная бумага (и чего я купила упаковку на 12 рулонов… самой смешно!), кухонные ножницы для разделки курицы (там не продают кур целиком!), портативная газовая горелка с баллончиками.


Три копейки от себя... Испытание двухлитровый атмосферный Форик выдержал с честью. Почти 6 тысяч километров с полной загрузкой - 4-5 человек, багажник под крышу, бокс наверху битком - никаких проблем. На горных норвежских подъемах было тяжеловато, но терпимо. В планах на это лето - Нордкап!

 

ViktorZ

В Лесу
22 Авг 2011
351
55
28
Владимир
Интересный, подробный отчёт! Вызывает уважение, у меня не хватает терпения ТАК описывать свои путешествия, даже в беседах :).
 

Falcon256

На тропе
12 Авг 2009
72
61
0
Москва, ЮВАО
Safro, спасибо за наводку. Обязательно воспользуемся. :)

Подробность повествования объясняется тем, что драфт жена писала во время поездки каждый день по вечерам. Обработать и выложить целиком руки дошли только сейчас.
 

Falcon256

На тропе
12 Авг 2009
72
61
0
Москва, ЮВАО
Общие затраты - около 250 тыр. Самая большая статья расходов - проживание, более 50000, дальше еда - порядка 40, бензин - 37 с копейками. После поездки составлял точную смету расходов, сейчас подевалась куда-то...
 

Реклама

Greenworks - БРЕНД АККУМУЛЯТОРНОЙ
САДОВОЙ ТЕХНИКИ и РУЧНOГO ИНСТРУМЕНТА

banner-4-250