Указание Департамента ОБДД МВД РФ № 13/9-16 от 11.02.2008 г. Департамент ОБДД МВД РФ разъяснил порядок применения отдельных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указание № 13/9-16 от 11.02.2008 г.
Порядок действий инспектора ДПС, оформляющего административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, порядок привлечения к административной ответственности по частям 3 и 4 ст.12.8 КоАП РФ, порядок составления постановления-квитанции, порядок продления административного расследования на срок до 6 месяцев, порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством, порядок принятия решения об освобождении от проведения освидетельствования на состояние опьянения.
Какой порядок действий инспектора ДПС, оформляющего административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста?
При выявлении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста (ч.2 ст.12.7, ч.3 ст.12.8, ч.2 ст.12.26, ч.2 ст.12.27, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ) следует учитывать, что административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Применение административного задержания не является обязательным условием возбуждения дела об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. Совершение такого правонарушения влияет только на срок административного задержания, которое может быть осуществлено в этом случае на срок до 48 часов. При этом должны быть приняты все меры для установления личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также предоставления документов, удостоверяющих личность.
При отсутствии достаточных оснований для применения административного задержания составляется протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч.2 ст.28.8 ). Под передачей следует понимать действия, направленные на поступление материала судье. Эти действия включают регистрацию дела об административном правонарушении в соответствующем журнале (базе данных "Адмпрактика"), составление сопроводительных документов, иное оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документообороту, а также доставление дела нарочным либо направление его почтой. В случае составления протокола в выходной, праздничный день, в ночное время, при наличии других условий, препятствующих незамедлительной передаче дела судье, передача осуществляется сразу же после устранения данных условий.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч.4 ст.29.6). Данное положение не обязывает сотрудника милиции доставлять лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в суд.
При наличии достаточных оснований для применения административного задержания, после составления протокола об административном правонарушении и иных документов, лицо доставляется в дежурную часть органа внутренних дел, при которой имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц. Сотрудником, доставившим лицо, составляется рапорт в двух экземплярах, в котором, помимо обстоятельств административного правонарушения, указываются данные, необходимые для регистрации дела об административном правонарушении в соответствующем журнале (базе данных "Адмпрактика"). Первый экземпляр рапорта вместе с делом об административном правонарушении и лицом, в отношении которого ведется производство по нему, передается в дежурную часть, второй экземпляр рапорта с отметкой дежурного о получении дела, остается у сотрудника Госавтоинспекции. Дежурным по органу внутренних дел составляется протокол об административном задержании, в котором делается запись о доставлении лица, в случае если об этом ранее не был составлен соответствующий протокол.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается не позднее 48 часов с момента задержания лица.
При отсутствии в штате органа внутренних дел конвойной службы, доставление лиц, в отношении которых избрана мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного ареста, в суд, а также к месту отбывания наказания осуществляется сотрудниками, назначенными приказом начальника органа внутренних дел.
Какой порядок привлечения к административной ответственности по частям 3 и 4 ст.12.8 КоАП РФ?
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года. По ч.3 ст.12.8 КоАП РФ следует квалифицировать действия лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющего права управления транспортными средствами, либо лишенного права управления транспортными средствами. Необходимо учитывать, что постановление о лишении права управления транспортным средством по предыдущему правонарушению должно вступить в законную силу. При этом не имеет значения, за какое правонарушение лицо подвергнуто лишению права управления транспортными средствами. Действия лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, до вступления в законную силу постановления о лишении права управления транспортными средствами по делу об административном правонарушении, возбужденному ранее, следует квалифицировать по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. В этом случае при вынесении двух и более постановлений о лишении права управления транспортными средствами срок лишения по последующему постановлению начинает течь со дня, следующего за днем окончания срока лишения по предыдущему постановлению. Таким же образом исчисляется годичный срок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Если лицо не имеет права управления транспортным средством, которым управляет, имея при этом право управления иными категориями транспортных средств, его действия следует квалифицировать по ч.1 ст.12.7 и ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. Аналогично квалифицируются действия по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ.
По ч.4 ст.12.8 КоАП РФ следует квалифицировать действия лица, управлявшего транспортным средством в состоянии опьянения или передавшего управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, совершенные с момента вступления в законную силу постановления о лишении права управления транспортным средством за управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и в течение года со дня окончания исполнения данного постановления. В случае совершения таких действий лицом, в отношении которого не истек срок лишения права управления транспортными средствами за какое-либо правонарушение либо не имеющим права управления транспортными средствами, помимо дела по ч.4 ст.12.8 КоАП РФ, возбуждается дело по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ.
Задержание транспортного средства, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяется с 01.01.2008 г. при управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, а также повторном управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку в данном случае управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, лишенным права управления транспортными средствами, а также повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, являются квалифицирующими признаками административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. При этом протоколы по ч.1 ст.12.7, ч.2 ст.12.7 и ч.1 ст.12.8 КоАП РФ не составляются.
В случае невыполнения водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, помимо протокола по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ необходимо составлять протокол по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ либо ч.2 ст.12.7 КоАП РФ соответственно.
В случае выявления водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, при отсутствии возможности достоверно установить имеет ли он право управления транспортными средствами, лишен ли он права управления транспортными средствами, а также совершил ли данное правонарушение повторно, данные обстоятельства устанавливаются в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В этот же срок в соответствии с ч.2 ст.28.5 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении. При этом лицо извещается о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Если после составления протокола об административном правонарушении до передачи дела об административном правонарушении на рассмотрение судье будет установлено, что он содержит неправильную квалификацию, дело подлежит прекращению в соответствии с ч.1 ст.28.9 КоАП РФ с одновременным составлением в порядке ст.28.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении, состав которого установлен.
Какой порядок составления постановления-квитанции?
В соответствии с ч.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.
Сотрудник Госавтоинспекции, имеющий специальное звание, имеет право вынести постановление-квитанцию о назначении административного штрафа в пределах санкции соответствующей статьи в любом случае, когда рассмотрение дела об административном правонарушении находится в его компетенции в соответствии с п.6 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ. В настоящее время наибольшая сумма административного штрафа, который может быть наложен сотрудником Госавтоинспекции, имеющим специальное звание, путем выдачи постановления-квитанции на месте совершения административного правонарушения, составляет пять тысяч рублей в соответствии с санкцией ч.2 ст.12.2 КоАП РФ.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно сотруднику, составляется одно постановление-квитанция, где указываются все совершенные правонарушения. Административное наказание при этом назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф.
При решении вопроса о составлении постановления-квитанции следует учитывать, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Следовательно, при отсутствии оснований для назначения указанным лицам административного наказания в виде предупреждения, составляется протокол об административном правонарушении.
Также в соответствии с ч.2 ст.25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним. Следовательно, сотрудник Госавтоинспекции на месте свершения несовершеннолетним административного правонарушения может только возбудить дело, применить предусмотренные законом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, после чего надлежащим образом известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в сроки, предусмотренные ст.29.6 КоАП РФ.
В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении путем составления постановления квитанции, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении. Предупреждение оформляется путем вынесения постановления о назначении данного административного наказания.
Какой порядок продления административного расследования на срок до 6 месяцев?
В соответствии с ч.5 ст.28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Исходя из этого срок административного расследования, проводимого должностным лицом строевого подразделения Госавтоинспекции, до шести месяцев может быть продлен начальником отдела (управления) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, к которому отнесено данное строевое подразделение. Срок административного расследования, проводимого должностным лицом подразделения Госавтоинспекции, входящего в состав территориального органа внутренних дел, до шести месяцев может быть продлен начальником этого органа внутренних дел. Решение об удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, уполномоченным его рассматривать, в виде отметки на бланке ходатайства. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, уполномоченным его рассматривать, в виде определения.
Какой порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством?
Если в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, не была применена мера обеспечения производства по делу в виде изъятия водительского удостоверения, его изъятие осуществляется в рамках исполнения постановления судьи о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида. В соответствии с ч.1 ст.32.5 КоАП РФ постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. С этого же времени возникает необходимость исполнения данного постановления.
В связи с тем, что на лицо, лишенное права управления транспортными средствами, не возложена обязанность сдачи водительского удостоверения, данное лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о необходимости предоставления своего водительского удостоверения в орган внутренних дел (подразделение Госавтоинспекции) и последствиях невыполнения данного требования. Если сотрудниками Госавтоинспекции в течение года с момента вступления постановления в законную силу не предпринималось никаких действий по изъятию водительского удостоверения, постановление о лишении права управления транспортными средствами не подлежит исполнению в связи с истечением срока давности исполнения постановления. Исполнение такого постановления прекращается на основании п.4 ст.31.7 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его водительского удостоверения.
Также в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи водительского удостоверения прерывается срок лишения специального права. Течение срока лишения права управления начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него водительского удостоверения. Срок начала уклонения следует исчислять с момента получения информации об уведомлении лица, лишенного права управления транспортным средством, о необходимости предоставления своего водительского удостоверения в орган внутренних дел (подразделение Госавтоинспекции). Управление транспортным средством лицом, в отношении которого прерван срок лишения права управления транспортными средствами, следует квалифицировать по ч.2 ст.12.7 КоАП РФ.
Если лицо заявляет об утрате водительского удостоверения, течении срока лишения возобновляется, при этом у лица отбирается объяснение по факту утраты документа. Заявление данного лица о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) может быть удовлетворено по окончанию срока лишения его права управления транспортными средствами. Найденные после утраты (хищения) водительские удостоверения, взамен которых выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в Госавтоинспекцию. Недействительными также считаются водительские удостоверения лиц, изменивших фамилию и получивших новые водительские удостоверения. При этом водительские удостоверения, в которых указана старая фамилия, подлежат сдаче в Госавтоинспекцию. Изменение лицом фамилии не освобождает его от назначенного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники в соответствии с ч.1 ст.32.6 КоАП РФ осуществляется также путем изъятия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданного на период проведения проверок при замене водительского удостоверения либо на период проведения проверок и оформления водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного).
Какой порядок принятия решения об освобождении от проведения освидетельствования на состояние опьянения по смыслу ч.3 ст.12.27 КоАП РФ?
Частью 3 статьи 12.27 предусмотрена административная ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. Данное решение принимается в устной форме, при отсутствии оснований для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования на состояние опьянения, путем сообщения водителю о ненамерении применять в отношении него данные меры либо разрешения дальнейшего движения.
Для разъяснения вопросов выдачи и продления временных разрешений на право управления транспортными средствами с 1 января 2008 года начальникам ГИБДД регионов направлено соответствующее указание...
Начальникам управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации 21.12.2007 г. направлено указание №13/9-241 об использовании бланков временных разрешений:
С 1 января 2008 года вступает в силу приказ МВД России от 21.10.2007 г. № 887 "О внесении изменений в образец временного разрешения на право управления транспортным средством, утвержденный приказом МВД России от 1 августа 2002 г. № 720".
Бланки временных разрешений образца 2002 года предлагается использовать до их полного израсходования.
Временное разрешение, выданное до 1 января 2008 года, действительно до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
При выдаче после 1 января 2008 года взамен изъятого водительского удостоверения временного разрешения образца 2002 года, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уведомляется о сроке действия временного разрешения и порядке его продления. Во временном разрешении после слова "правонарушении" делается запись ", но не более чем на два месяца". О продлении срока действия такого временного разрешения на его оборотной стороне производится соответствующая запись и заверяется печатью.
При направления дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства продление временного разрешения осуществляется лицом, правомочным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства. Если дело об административном правонарушении к моменту обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу, не поступило лицу, правомочному рассматривать дело, продление временного разрешения осуществляется при предъявлении копии протокола по делу об административном правонарушении либо иных документов, подтверждающих направление дела по территориальности.
В случае не поступления дела об административном правонарушении по истечении пяти месяцев с момента его возбуждения, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, предлагается обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного.
Начальник
генерал-лейтенант милиции
В.Н. Кирьянов
Пресс-служба Департамента ОБДД МВД России
Указание № 13/9-16 от 11.02.2008 г.
Порядок действий инспектора ДПС, оформляющего административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, порядок привлечения к административной ответственности по частям 3 и 4 ст.12.8 КоАП РФ, порядок составления постановления-квитанции, порядок продления административного расследования на срок до 6 месяцев, порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством, порядок принятия решения об освобождении от проведения освидетельствования на состояние опьянения.
Какой порядок действий инспектора ДПС, оформляющего административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста?
При выявлении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста (ч.2 ст.12.7, ч.3 ст.12.8, ч.2 ст.12.26, ч.2 ст.12.27, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ) следует учитывать, что административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Применение административного задержания не является обязательным условием возбуждения дела об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. Совершение такого правонарушения влияет только на срок административного задержания, которое может быть осуществлено в этом случае на срок до 48 часов. При этом должны быть приняты все меры для установления личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также предоставления документов, удостоверяющих личность.
При отсутствии достаточных оснований для применения административного задержания составляется протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч.2 ст.28.8 ). Под передачей следует понимать действия, направленные на поступление материала судье. Эти действия включают регистрацию дела об административном правонарушении в соответствующем журнале (базе данных "Адмпрактика"), составление сопроводительных документов, иное оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документообороту, а также доставление дела нарочным либо направление его почтой. В случае составления протокола в выходной, праздничный день, в ночное время, при наличии других условий, препятствующих незамедлительной передаче дела судье, передача осуществляется сразу же после устранения данных условий.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч.4 ст.29.6). Данное положение не обязывает сотрудника милиции доставлять лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в суд.
При наличии достаточных оснований для применения административного задержания, после составления протокола об административном правонарушении и иных документов, лицо доставляется в дежурную часть органа внутренних дел, при которой имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц. Сотрудником, доставившим лицо, составляется рапорт в двух экземплярах, в котором, помимо обстоятельств административного правонарушения, указываются данные, необходимые для регистрации дела об административном правонарушении в соответствующем журнале (базе данных "Адмпрактика"). Первый экземпляр рапорта вместе с делом об административном правонарушении и лицом, в отношении которого ведется производство по нему, передается в дежурную часть, второй экземпляр рапорта с отметкой дежурного о получении дела, остается у сотрудника Госавтоинспекции. Дежурным по органу внутренних дел составляется протокол об административном задержании, в котором делается запись о доставлении лица, в случае если об этом ранее не был составлен соответствующий протокол.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается не позднее 48 часов с момента задержания лица.
При отсутствии в штате органа внутренних дел конвойной службы, доставление лиц, в отношении которых избрана мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного ареста, в суд, а также к месту отбывания наказания осуществляется сотрудниками, назначенными приказом начальника органа внутренних дел.
Какой порядок привлечения к административной ответственности по частям 3 и 4 ст.12.8 КоАП РФ?
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года. По ч.3 ст.12.8 КоАП РФ следует квалифицировать действия лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющего права управления транспортными средствами, либо лишенного права управления транспортными средствами. Необходимо учитывать, что постановление о лишении права управления транспортным средством по предыдущему правонарушению должно вступить в законную силу. При этом не имеет значения, за какое правонарушение лицо подвергнуто лишению права управления транспортными средствами. Действия лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, до вступления в законную силу постановления о лишении права управления транспортными средствами по делу об административном правонарушении, возбужденному ранее, следует квалифицировать по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. В этом случае при вынесении двух и более постановлений о лишении права управления транспортными средствами срок лишения по последующему постановлению начинает течь со дня, следующего за днем окончания срока лишения по предыдущему постановлению. Таким же образом исчисляется годичный срок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Если лицо не имеет права управления транспортным средством, которым управляет, имея при этом право управления иными категориями транспортных средств, его действия следует квалифицировать по ч.1 ст.12.7 и ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. Аналогично квалифицируются действия по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ.
По ч.4 ст.12.8 КоАП РФ следует квалифицировать действия лица, управлявшего транспортным средством в состоянии опьянения или передавшего управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, совершенные с момента вступления в законную силу постановления о лишении права управления транспортным средством за управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и в течение года со дня окончания исполнения данного постановления. В случае совершения таких действий лицом, в отношении которого не истек срок лишения права управления транспортными средствами за какое-либо правонарушение либо не имеющим права управления транспортными средствами, помимо дела по ч.4 ст.12.8 КоАП РФ, возбуждается дело по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ.
Задержание транспортного средства, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяется с 01.01.2008 г. при управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, а также повторном управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку в данном случае управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, лишенным права управления транспортными средствами, а также повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, являются квалифицирующими признаками административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. При этом протоколы по ч.1 ст.12.7, ч.2 ст.12.7 и ч.1 ст.12.8 КоАП РФ не составляются.
В случае невыполнения водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, помимо протокола по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ необходимо составлять протокол по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ либо ч.2 ст.12.7 КоАП РФ соответственно.
В случае выявления водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, при отсутствии возможности достоверно установить имеет ли он право управления транспортными средствами, лишен ли он права управления транспортными средствами, а также совершил ли данное правонарушение повторно, данные обстоятельства устанавливаются в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В этот же срок в соответствии с ч.2 ст.28.5 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении. При этом лицо извещается о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Если после составления протокола об административном правонарушении до передачи дела об административном правонарушении на рассмотрение судье будет установлено, что он содержит неправильную квалификацию, дело подлежит прекращению в соответствии с ч.1 ст.28.9 КоАП РФ с одновременным составлением в порядке ст.28.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении, состав которого установлен.
Какой порядок составления постановления-квитанции?
В соответствии с ч.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.
Сотрудник Госавтоинспекции, имеющий специальное звание, имеет право вынести постановление-квитанцию о назначении административного штрафа в пределах санкции соответствующей статьи в любом случае, когда рассмотрение дела об административном правонарушении находится в его компетенции в соответствии с п.6 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ. В настоящее время наибольшая сумма административного штрафа, который может быть наложен сотрудником Госавтоинспекции, имеющим специальное звание, путем выдачи постановления-квитанции на месте совершения административного правонарушения, составляет пять тысяч рублей в соответствии с санкцией ч.2 ст.12.2 КоАП РФ.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно сотруднику, составляется одно постановление-квитанция, где указываются все совершенные правонарушения. Административное наказание при этом назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф.
При решении вопроса о составлении постановления-квитанции следует учитывать, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Следовательно, при отсутствии оснований для назначения указанным лицам административного наказания в виде предупреждения, составляется протокол об административном правонарушении.
Также в соответствии с ч.2 ст.25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним. Следовательно, сотрудник Госавтоинспекции на месте свершения несовершеннолетним административного правонарушения может только возбудить дело, применить предусмотренные законом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, после чего надлежащим образом известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в сроки, предусмотренные ст.29.6 КоАП РФ.
В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении путем составления постановления квитанции, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении. Предупреждение оформляется путем вынесения постановления о назначении данного административного наказания.
Какой порядок продления административного расследования на срок до 6 месяцев?
В соответствии с ч.5 ст.28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Исходя из этого срок административного расследования, проводимого должностным лицом строевого подразделения Госавтоинспекции, до шести месяцев может быть продлен начальником отдела (управления) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, к которому отнесено данное строевое подразделение. Срок административного расследования, проводимого должностным лицом подразделения Госавтоинспекции, входящего в состав территориального органа внутренних дел, до шести месяцев может быть продлен начальником этого органа внутренних дел. Решение об удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, уполномоченным его рассматривать, в виде отметки на бланке ходатайства. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, уполномоченным его рассматривать, в виде определения.
Какой порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством?
Если в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, не была применена мера обеспечения производства по делу в виде изъятия водительского удостоверения, его изъятие осуществляется в рамках исполнения постановления судьи о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида. В соответствии с ч.1 ст.32.5 КоАП РФ постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. С этого же времени возникает необходимость исполнения данного постановления.
В связи с тем, что на лицо, лишенное права управления транспортными средствами, не возложена обязанность сдачи водительского удостоверения, данное лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о необходимости предоставления своего водительского удостоверения в орган внутренних дел (подразделение Госавтоинспекции) и последствиях невыполнения данного требования. Если сотрудниками Госавтоинспекции в течение года с момента вступления постановления в законную силу не предпринималось никаких действий по изъятию водительского удостоверения, постановление о лишении права управления транспортными средствами не подлежит исполнению в связи с истечением срока давности исполнения постановления. Исполнение такого постановления прекращается на основании п.4 ст.31.7 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его водительского удостоверения.
Также в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи водительского удостоверения прерывается срок лишения специального права. Течение срока лишения права управления начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него водительского удостоверения. Срок начала уклонения следует исчислять с момента получения информации об уведомлении лица, лишенного права управления транспортным средством, о необходимости предоставления своего водительского удостоверения в орган внутренних дел (подразделение Госавтоинспекции). Управление транспортным средством лицом, в отношении которого прерван срок лишения права управления транспортными средствами, следует квалифицировать по ч.2 ст.12.7 КоАП РФ.
Если лицо заявляет об утрате водительского удостоверения, течении срока лишения возобновляется, при этом у лица отбирается объяснение по факту утраты документа. Заявление данного лица о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) может быть удовлетворено по окончанию срока лишения его права управления транспортными средствами. Найденные после утраты (хищения) водительские удостоверения, взамен которых выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в Госавтоинспекцию. Недействительными также считаются водительские удостоверения лиц, изменивших фамилию и получивших новые водительские удостоверения. При этом водительские удостоверения, в которых указана старая фамилия, подлежат сдаче в Госавтоинспекцию. Изменение лицом фамилии не освобождает его от назначенного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники в соответствии с ч.1 ст.32.6 КоАП РФ осуществляется также путем изъятия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданного на период проведения проверок при замене водительского удостоверения либо на период проведения проверок и оформления водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного).
Какой порядок принятия решения об освобождении от проведения освидетельствования на состояние опьянения по смыслу ч.3 ст.12.27 КоАП РФ?
Частью 3 статьи 12.27 предусмотрена административная ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. Данное решение принимается в устной форме, при отсутствии оснований для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования на состояние опьянения, путем сообщения водителю о ненамерении применять в отношении него данные меры либо разрешения дальнейшего движения.
Разъяснения Департамента ОБДД МВД РФ по временным разрешениям.
Для разъяснения вопросов выдачи и продления временных разрешений на право управления транспортными средствами с 1 января 2008 года начальникам ГИБДД регионов направлено соответствующее указание...
Начальникам управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации 21.12.2007 г. направлено указание №13/9-241 об использовании бланков временных разрешений:
С 1 января 2008 года вступает в силу приказ МВД России от 21.10.2007 г. № 887 "О внесении изменений в образец временного разрешения на право управления транспортным средством, утвержденный приказом МВД России от 1 августа 2002 г. № 720".
Бланки временных разрешений образца 2002 года предлагается использовать до их полного израсходования.
Временное разрешение, выданное до 1 января 2008 года, действительно до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
При выдаче после 1 января 2008 года взамен изъятого водительского удостоверения временного разрешения образца 2002 года, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уведомляется о сроке действия временного разрешения и порядке его продления. Во временном разрешении после слова "правонарушении" делается запись ", но не более чем на два месяца". О продлении срока действия такого временного разрешения на его оборотной стороне производится соответствующая запись и заверяется печатью.
При направления дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства продление временного разрешения осуществляется лицом, правомочным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по месту учета транспортного средства. Если дело об административном правонарушении к моменту обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу, не поступило лицу, правомочному рассматривать дело, продление временного разрешения осуществляется при предъявлении копии протокола по делу об административном правонарушении либо иных документов, подтверждающих направление дела по территориальности.
В случае не поступления дела об административном правонарушении по истечении пяти месяцев с момента его возбуждения, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, предлагается обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного.
Начальник
генерал-лейтенант милиции
В.Н. Кирьянов
Пресс-служба Департамента ОБДД МВД России