Съездил на перевал с друзьями. Ездили на Pajero Sport. 33 катки, проставки, шноркель, лебедка. Почти все время поездки шли дожди.По итогу могу сказать следующее:
- на субарике без подготовки доехать можно до "базы ильича" без особых проблем, при условии что "мозги" высоко. вода попасть может на штатном уровне (SH). До Ауспии так вообще легко. Единственная проблема броды. Один из них после дождей (на обратном пути) оказался глубоким, но вполне проходимым.
- от "базы ильича" до перевала без подготовки делать нечего. Из 179 км пути, эти 23 просто гемор. Валуны и корешки повсюду. Даже на подготовленном авто время прохождения туда 7,5 часов, обратно чуть меньше 7. Ехали без поломок и проколов. И по отзывам опытных людей - время достаточно быстрое.
-многие доезжают до Ауспии и оттуда пешком, вдоль речки, идут до перевала и обратно. Проще и быстрее.
- далее на Отортен дорога говорят ещё более нудная (ПО ОТЗЫВАМ ТЕХ КТО ЕЗДИЛ). Сложности особой нет (на "стене" и других сложные местах объезды сделали), просто долго. На Маньпупунёр без пропуска не попасть. Штраф 5 и разворот. Их за пол год уже разбирают. Для этой поездки отдельно нужно готовиться.
Краткий вывод - на форе можно доехать до Ауспии или "базы ильича", а дальше до перевала уж лучше пешком или на ком-то подготовленном. Дорогу оцениваю как проходимую для своего форя. Много луж протяженных, но они без засад.
На обратном пути уровень воды в Северной Тошемке уровень ощутимо вырос ( +15-20см). Без доп подготовки мне бы пришлось на прицепе ехать. Не рискнул бы без нужды своим ходом туда соваться. А в целом там транспорта хватает. И уралы ходят и шишиги. Есть от кого ждать помощи.