ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ. Что это?!

DM

Старший Лесник
18 Сен 2006
1,941
389
83
Москва, маршала Жукова
Что такое ограничение видимости


К одному из случаев выезда на полосу встречного движения относится пункт 11.5 ПДД: «11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Вот эта «ограниченная видимость» и сбивает с толку водителей.
Инспектора ГИБДД утверждают, что «ограничение видимости» - это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД: "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки, то есть привязавают понятие видимость к погодным условиям и времени суток.
Такая трактовка противоречит упомянутому пункту 11.5 ПДД, поскольку в нём понятие ограниченной видимости по контексту привязано к рельефу дороги: "конец подъёма", участках дорог" и совершенно независимо от погоды и времени суток.

В различных нормативных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.п. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в Терминах и определениях «Правила учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ»:
6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям

и в п 24 Приложения 2 к тем же Правилам:
24. Ограниченная видимость - видимость в плане, профиле и на пересечениях не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.
Эти Правила учёта ДТП согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ.

По ограничению видимости для спусков, подъемов и поворотов эти "Правила" отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице понятие «ограничение видимости» заменено на «наименьшее расстояние видимости», и в ней же приведена таблица видимости для поворотов, более "жесткая", чем в «Правилах учета и анализа ДТП».

ограниченная видимость при поворотах


Таблица 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», упрмянутая выше, взята из ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», определено понятие «минимальное расстояние видимости», см талицу 3 "Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости":
Скорость движения, км/ч30405060708090100110120Минимальное расстояние видимости, м - встречного автомобиля;90110130170200250300350400450 - для остановки перед препятствием45557585125150175200225250Примечания
1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.
2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.
3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения


Согласно пункта 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 "Предупреждающие знаки":
знаки 1.11.1 и 1.11.2 "Опасный поворот" устанавливают перед кривыми в плане ... на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (таблица 3).
Поэтому, если знак "Опасный поворот" не установлен, то подразделение ГИБДД, отвечающее за безопасную эксплуатацию дорог, не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости» по причине поворота дороги.

ограниченная видимость при спуске и подъёме


Тот же самый ГОСТ Р 52289-2004 регламентирует установку знаков "Крутой спуск" и "Крутой подъем":
5.2.16 Знаки 1.13 "Крутой спуск" и 1.14 "Крутой подъем" устанавливают:
- если длина участка дороги на спуске или подъеме больше указанной в таблице 4 при соответствующей величине уклона;
- если на вертикальных выпуклых кривых расстояние видимости встречного автомобиля меньше указанных в таблице 3 при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги.
ссылаясь на те же таблицу 3. Поэтому, если знаки "Крутой спуск" или "Крутой подъем": не установлена, то ГИБДД считает, что на этом участке дороги НЕ ИМЕЕТ место «ограничение видимости» по причине спуска или подъёма.

Ограниченная видимость


Как следует из примеров выше, ограниченная видимость может быть обусловлена поворотом дороги или спуском-подъёмом и если рельеф участка дороги ограничивает видимость при разрешенной скорости движения - то согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков» - на нём должны быть установлены предупреждающие знаки. Если знаки не установлены - ГИБДД считает, что ограничения видимости на данном участе дороги нет.

Gibdd-32-zona-dejstviya-znaka.gif
Когда заканчивается ограничение видимости иллюстрирует рисунок слева "зона действия предупреждающих знаков".
Единственно, следует иметь ввиду, что согласно упомянутого ГОСТ:
В случае, если спуски и подъемы следуют друг за другом, знаки (без таблички 8.1.1) допускается устанавливать непосредственно перед началом спуска или подъема,
то есть зона 150-300м есть не всегда.

Кроме этого в определенных случаях п.4.1 ГОСТа Р 52289-2004 разрешает отступать от его требований. Возьмем вышеупомянутый СНиП 2.05.02-85. Он говорит:
«Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий».
Например, ограничение видимости имеет место в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части и, хотя ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, ст.4.1 позволяет при необходимости его установить.

При общении с ДПС и разборе нарушений следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТ-ов. Та же самая норма ПДД установки знаков за 150м в населенных пунктах и 300м за городом - взята из упомянутой выше таблицы 3 ГОСТа Р 52289-2004 - минимальная видимость для скоростей 60 км/ч (населенный пункт) и 90 км/ч (за городом).

"Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами",
а
"Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается ПДД".
Это закреплено в Законе о Безопасности дорожного движения ст.22 п.1 и 4.
Поскольку организация дорожного движения производится на основании действующих стандартов, приоритет всегда отдается ГОСТ-ам, поэтому термины, не расшифрованные в Правилах Дорожного Движения, следует искать в ГОСТах.

И если инспектор ДПС твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п 6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
А в случае решения конфликта в суде, суд будет руководствоваться ВСЕМИ нормативными документами.
 
  • Like
Реакции: GAI и Ilya-troitsk

Trunoff

В Лесу
24 Мар 2012
404
14
0
Энгельс
Конечно, текста очень много, но если заглянуть в пдд, там написано: "Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
 

vicodessit

Лесничий
4 Янв 2013
9,154
1,119
113
"В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала",
Все за жилетками !
 

Antonych

Входит в лес
20 Ноя 2017
13
1
3
Тула - Москва
Аналогично! Приобрёл себе аж две после того, как на тёмной дороге увидел впереди "зелёных человечков", думая что гайцы, интуитивно сбросил скорость, оказалось - двое дальнобойщиков меняли колесо. Архинужная вещь, для тех кому приходится ездить по темноте.
 

Забаненный

Старший Лесник
30 Мар 2015
2,000
412
83
Больше того скажу. В отдаленных деревнях пасполагающихся на трассах местные жители в большинстве своем в темное время суток идут по обочине в жилетках. Причем лет пять так точно. Возможно они сами такие сознательные, возможно их выдрючили полицейские или дпс.
 

Sergey83

Старший Лесник
29 Янв 2014
1,215
137
63
40
Москва
У меня уж год как лежат 2 штуки. Положил "на всякий" без принудительных правил...
 

Feiji

На тропе
1 Июн 2017
153
20
18
48
Москва
Вроде как хотели обязать иметь на борту жилеты по числу пассажиров. Уже ввели или еще нет?
 

Реклама

Greenworks - БРЕНД АККУМУЛЯТОРНОЙ
САДОВОЙ ТЕХНИКИ и РУЧНOГO ИНСТРУМЕНТА

banner-4-250